Page 109 - Советский миф в судьбе Урала
P. 109

жению событий революции и гражданской войны на Урале де-
монстрировали, например, картины столичных живописцев Лю-
бимова «Челябинский пересыльный пункт» и В. Пчелина «Пере-
дача Романовых Уральскому совету в 1917 году».

         В 1927 году в Свердловске к главному городскому
празднику под названием «Освобождение города от Колчака»
был установлен, созданный ленинградским скульптором
М.Харламовым памятник Свердлову. В предыдущем 1926 году
Харламов создал установленный в Ленинграде у Невского заво-
да бронзовый памятник Ленину. Ленин был изображен скульп-
тором в позе «пламенного оратора», «вождя мирового пролета-
риата». Назывался монумент «Наш вождь и учитель». Ураль-
ский вариант «оратора» принял облик Я.Свердлова. Надпись на
гранитном постаменте гласила «Якову Михайловичу Свердлову
(«товарищу Андрею) – уральские рабочие». (Отлитая статуя бы-
ла на ленинградском заводе «Красный выборжец»).

         В доме Ипатьева в это время открывается Музей рево-
люции. Площадь перед домом Ипатьева была названа площадью
Народной мести. В музее были представлены предметы, связан-
ные с пребыванием Романовых в заточении, посетителям де-
монстрировался подвал, где совершалось убийство. Именно
здесь экспонировалась известная картина В.Пчелина.

         В фотографической манере художник запечатлел на по-
лотне эпизод, когда 30 апреля 1918 года по прибытии поезда из
Тюмени на станцию Екатеринбург-II состоялась передача ко-
миссаром В. Яковлевым Николая II, Александры Федоровны и
Марии Николаевны представителям Уральского областного со-
вета (среди которых были А. Авдеев – первый комендант Дома
Особого Назначения, Ф. Голощекин – член Уралобкома,
А. Белобородов – председатель Уралобкома, Б. Дидковский –
член Уралсовета).

         Пчелин работал над своей картиной по заказу непосред-
ственных участников событий и прибегал к их консультациям (к
тому времени А. Белобородов работал в Наркомате иностран-
ных дел, а Б. Дидковский был ректором Уральского университе-
та). Историческая достоверность была соблюдена художником
во всех подробностях: будь то одежда персонажей или сверток в
руках у Николая II.

                                            108
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114