Page 106 - Советский миф в судьбе Урала
P. 106

Задача ликвидации массовой неграмотности увязывалась
партийной стратегией с целями «воспитания поколения, спо-
собного окончательно установить коммунизм». Но такая идео-
логия вступала в противоречие с либеральной школьной тради-
цией, сложившейся после александровских реформ. Перспекти-
вы преодоления подобного положения властью рассматривались
исключительно как решение проблемы коренной ломки преж-
ней организации школьного образования. В основу новой сис-
темы была положена Марксова идея «политехнической» или
«трудовой» школы.

         Эту партийную установку конкретизировало «Положе-
ние об единой трудовой школе». Вся воспитательно-
образовательная работа подчинялась отныне политическим за-
дачам и должна была строиться с учетом потребности государ-
ства в «трудовых ресурсах». Общеобразовательная школа пере-
страивалась таким образом, что после окончания первой четы-
рехклассной ее ступени учащиеся могли поступать в низшие
профессиональны школы и в школы «фабзауча» (фабрично-
заводского ученичества»). Технический профиль доминировал и
среди средних специальных учебных заведений, получивших
распространение на Урале.

         С начала так называемого восстановительного периода
партийные органы взялись за «пролетаризацию и идейно-
политическое завоевание» высшей школы. В Уральском универ-
ситете, созданном в 1920 году, работали академик
А. Е. Ферсман, профессора А. В. Шубников, Н. Н. Доброхотов,
В. Е. Грум-Гржимайло и другие видные ученые. «Чистка» ста-
рого профессорского корпуса и замена его на «красную профес-
суру» продолжалась все 1920-е годы. Большую роль в измене-
нии студенческого состава вузов сыграла организация рабочих
факультетов, выполнявших, по выражению Луначарского, функ-
ции «пожарной лестницы», подставленной к университету, что-
бы взять его «на абордаж».

         Классические Пермский и Уральский университеты под-
верглись реорганизации: часть факультетов в них была закрыта
или преобразована. В Пермском университете было три факуль-
тета: медицинский, педагогический и агрономический. А в
Уральском университете вообще остались лишь технические

                                            105
   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111