Page 104 - Советский миф в судьбе Урала
P. 104

позволяющие найти ему место в истории культуры. Создание
прочной основы, позволяющей сравнивать горнозаводский Урал
с родственными явлениями в мировой культуре, давала возмож-
ность по-настоящему оценить его мировое значение и уникаль-
ность.

         Наконец, было найдено слово, которое могло стать ре-
шающим для формирования образа всей уральской истории,
уральского самосознания. Видение Урала как городской, «гор-
нозаводской цивилизации» позволяла краю глубже постичь и
выразить свою сущность. При таких условиях любая попытка
определения перспектив развития края не могла бы игнориро-
вать закономерности его исторического пути.

         Если бы программа Богословского успела стать достоя-
нием широкой общественности, направляющим началом кол-
лективных усилий уральских краеведов, то без сомнения на ка-
чественно новый уровень поднялось бы все ураловедение, перед
которым возникали новые горизонты, открывающие целостную
картину исторического развития края…

         Но события развернулись совсем по-другому. В апреле
1929 года в «Комсомольской правде» появилась статья началь-
ника Главнауки М.Лядова, сигнализирующая, что наметивший-
ся уже со второй половины 1920-х годов процесс, направленные
на постепенное свертывание деятельности краеведческих орга-
низаций, вступал в новый этап. В статье заявлялось, что «почти
вся сеть краеведческих музеев, почти вся сеть краеведческих
обществ находится в чуждых, враждебных руках». На языке то-
го времени это означало, что краеведению фактически был вы-
несен приговор.

         За неделю до этой публикации в областной газете
«Уральский рабочий» появилась похожая статья «О неисправи-
мых историках и служебной роли краеведения», громившая
приверженцев гуманитарного краеведения на Урале. Мишенью
для нападок был избран именно профессор П. С. Богословский и
возглавляемый им Кружок по изучению Северного края при
Пермском университете. Автор заметки требовал от Уральского
областного бюро краеведения «превратить краеведение в орудие
классовой борьбы пролетариата», «очистить общества и музеи

                                            103
   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109