Page 111 - Советский миф в судьбе Урала
P. 111

ему безусловной, сути исторического существования Урала, в
том виде, как он ее понимал.

         В следующем стихотворении с программным названием
«Екатеринбург – Свердловск» (опубликованном тогда же в газе-
те «Уральский рабочий») Маяковский развил эту мысль дальше.
В нем он, а не кто-либо из уральских поэтов, по существу закла-
дывает традицию изображения Свердловска как нового социа-
листического города.

         Желание поэта представить происходящее в стране как
часть единого процесса обновления мира требовало творческой
способности видеть все в преображенном свете. Любые приме-
ты нового приобретали в изображении Маяковского невидан-
ный масштаб как знаки надвигающегося «будущего» (одновре-
менно превращая упорно лезущее в глаза «сегодня» в нечто по-
луреальное, скорее принадлежащее отвергаемому прошлому).

         Чем больше требовалось энергии и творческого темпе-
рамента, чтобы представить увиденное в нужной проекции (то
есть в виде контуров проекта «будущего»), тем более ужасный
вид должно было приобретать прошлое, единственный выход
для которого – освободить, очистить места для нового.

         ... С простора
                    от снега светлого

         встает
                   новорожденный
                                       город Свердлова.

         Полунебоскребы
                   лесами поднял,

         Чтобы в электричестве
                                       мыть вчера,

         а рядом –
                   гриб,
                             дыра,
                                       преисподняя,

         как будто
                   у города
                             нету –
                                       «сегодня»,

         а только –

                                            110
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116