Page 111 - Советский миф в судьбе Урала
P. 111
ему безусловной, сути исторического существования Урала, в
том виде, как он ее понимал.
В следующем стихотворении с программным названием
«Екатеринбург – Свердловск» (опубликованном тогда же в газе-
те «Уральский рабочий») Маяковский развил эту мысль дальше.
В нем он, а не кто-либо из уральских поэтов, по существу закла-
дывает традицию изображения Свердловска как нового социа-
листического города.
Желание поэта представить происходящее в стране как
часть единого процесса обновления мира требовало творческой
способности видеть все в преображенном свете. Любые приме-
ты нового приобретали в изображении Маяковского невидан-
ный масштаб как знаки надвигающегося «будущего» (одновре-
менно превращая упорно лезущее в глаза «сегодня» в нечто по-
луреальное, скорее принадлежащее отвергаемому прошлому).
Чем больше требовалось энергии и творческого темпе-
рамента, чтобы представить увиденное в нужной проекции (то
есть в виде контуров проекта «будущего»), тем более ужасный
вид должно было приобретать прошлое, единственный выход
для которого – освободить, очистить места для нового.
... С простора
от снега светлого
встает
новорожденный
город Свердлова.
Полунебоскребы
лесами поднял,
Чтобы в электричестве
мыть вчера,
а рядом –
гриб,
дыра,
преисподняя,
как будто
у города
нету –
«сегодня»,
а только –
110