Page 372 - Очерки истории культуры Урала
P. 372

мое к декларациям «о труде как высшей ценности», утверждениям
нравственного идеала «человека-созидателя, своими руками
строящего новый мир». Уже в рассуждениях по поводу картины
«Индустриальный накал» (этой «поэме бушующего металла»,
«гимна всемогуществу человека») критики вынуждены были при-
знать, что сам живописный строй ее тяжелых красок «звучит дра-
матически».

    В портретах рабочих цветовое решение картин доведено почти
до монохромности. Изображения рабочих кажутся неотделимы от
заводской обстановки, так же, как не отделимы их биографии от
их трудовой жизни. Представляется, что если человек отступит
вглубь картинного пространства, то полностью раствориться среди
лесов металлических конструкций цеха. Как отмечает искусство-
вед, «у музы Коваленко нрав уральского рабочего»198. Вопреки
общепринятому убеждению о том, что совестью и голосом народа
в конце шестидесятых становятся писатели-«деревенщики» следу-
ет сказать, что лучшие тематические картины Т. Коваленко и дру-
гих уральских художников составляют «народный эпос второй по-
ловины двадцатого века» (Т. Шматенок).

    В целом, развитие исторической картины, пейзажа, портрета в
уральской живописи шло схожими путями. Расширение круга тем
и продолжающееся их переосмысление, поиск новой образности,
изменения в изобразительном языке вели в конечном итоге к об-
новлению главной картины – картины современной жизни края.
Аккумулируясь, ее новые качественные характеристики концен-
трировались в претерпевавшем изменения образе самого Урала.

    Не трудно догадаться, что произойдет, когда уральскими ху-
дожниками начнут в массовом порядке осваиваться основные сю-
жеты и образный строй «сурового стиля», связанные с изображени-
ем «будней» трудового человека, жизнью рабочего класса. Дейст-
вительно, в уральском искусстве стало энергично высвобождаться
некое содержание, которое как будто давно в готовом виде ждало
подходящей формы, чтобы выразить себя.

    Нарочито огрубленный, тяжелый, иногда почти условно-
плакатный язык живописи «сурового стиля», акцентировавшей
прямолинейность своих образов, в контексте переживаемого обще-
ственного обновления как-то сразу и до конца совпал с новым ду-

198 Шматенок Т.Д. Художник Т.Е.Коваленко //Искусство Перми в культурном
пространстве России. ХХ век. – Пермь, 2000.– С.169.

                                                371
   367   368   369   370   371   372   373   374   375   376   377