Page 377 - Очерки истории культуры Урала
P. 377

путем устройства соединительной галереи из современных облег-
ченных материалов. Третьи высказывались за сохранение прошло-
го без всяких изменений и дополнений.

    Этот спор был не случаен: впервые встала задача реконструк-
ции старого завода, когда-то давшего начало городу. Превращение
завода в музейную зону требовало практического решения многих
вопросов – от сохранения старых заводских корпусов до формули-
рования принципов, на которые в дальнейшем смогут опираться
архитекторы при реконструкции старых уральских заводов и их
центров.

    В результате реализации проекта реконструкции был сохранен
комплекс зданий кузницы, конторы главного механика, цеха суш-
ки, складов и водонапорной башни на левом берегу Исети, пред-
ставляющий собой типичный образец промышленной архитектуры
Урала. В сочетании с системой восстановленных фрагментов заво-
дских стен и ворот эти здания создают архитектурно-
пространственный образ исторического города.

    Исторический сквер, расположенный в самом центре города,
превратился не только в место отдыха горожан, но и приобрел
черты целостного историко-архитектурный ансамбля.

    Искусство Урала на общесоюзном фоне выглядело как явление
значительное, обладающее отличительными чертами. Вклад
уральских художников в советское искусство получил заслужен-
ное признание. В 1960-е гг. создается Уральское отделение Союза
композиторов РСФСР и Союза художников.

    Однако внутри этой, казалось бы, благополучной ситуации
происходило то же размежевание, которое имело место в совет-
ском искусстве этого периода в целом. Но на Урале (в отличие от
столицы) оно шло не по линии противопоставления «официальное
искусство – андеграунд», приводящего к параллельному сущест-
вованию двух этих пластов искусства. Ситуация оказалась слож-
нее. Ее суть можно представить как внутреннее противостояние
творческих индивидуальностей (со свойственным им стремлением
к самостоятельности мышления, свободе творчества, требованием
уважительного отношения к личности художника и его таланту)
текущему процессу, организуемому партийной критикой, как мас-
совому производству художественной продукции.

    В то время как власть всячески поддерживала создание произ-
ведений на производственную тему, выдавая ее за центральную
тему уральского искусства в целом, определяющей его облик, наи-

                                                376
   372   373   374   375   376   377   378   379   380   381   382