Page 370 - Очерки истории культуры Урала
P. 370

каким должно быть государство, по каким принципам должны
жить люди.

    Лагутин ощущает себя едва ли не революционером. Он всерьез
верит в осуществление «диктатуры пролетариата», «чистоту прин-
ципов» (его главное обвинение бригаде: «Лавочники вы, а не ра-
бочий класс!», «Вам на все наплевать: на честь, на совесть… Нас
не трогай – мы не тронем»). Герой настроен «перетрясти» все ос-
нования мира. Но его идеализм и бесконечная наивность в пони-
мании окружающего, возможности ее изменить видны даже в де-
талях. В этом же обнаруживается и бессилие, беспомощность бун-
таря-одиночки, планы которого рушатся при соприкосновении с
противоречивой действительностью.

    Лагутин провоцирует враждебное отношение к себе и в то же
время разрывает тяготящий всех «заговор молчания», вызывает
своей отчаянностью, готовностью идти против всех скрытое вос-
хищение рабочих. Конечное признание бригадой Лагутина за
«своего» является признанием его части «правды». Тем самым, для
героя пьесы открывается возможность избавиться от душевной
раны, изжить свой индивидуализм, понять, что он сам – плоть от
плоти этой рабочей среды, в которой и живет «главная правда», та,
которую ему еще только предстоит постигнуть.

    Спектакль «Сталевары» по пьесе Г. Бокарева, поставленный в
1972 г. во МХАТе режиссером О. Ефремовым, был удостоен Госу-
дарственной премии.

    В советском искусстве поиски «героя времени» тесно связаны
с разработкой «темы труда».

    В творчестве столичных художников «сурового стиля» обра-
щение к данной теме было сродни романтике далекого путешест-
вия «за туманом и за запахом тайги». Чувство новизны, свежести,
правды жизни, наполняющее их картины, было во многом обу-
словлено переживанием экстремальности условий, в которых на-
ходились их герои. Для уральцев, напротив, изображение труда
металлургов, сталеваров, шахтеров все больше начинало раскры-
ваться как неотъемлемая часть реальности их собственного суще-
ствования, жизни края вообще. Не случайно, что именно в это
время Урал окончательно превращается в собственных глазах и в
восприятии других в «рабочий край». Так будет определяться его
положение и роль внутри страны.

    В творчестве уральских художников, возможно, даже неожи-
данно и незаметно для них самих иногда проявлялось странное

                                                369
   365   366   367   368   369   370   371   372   373   374   375