Page 375 - Очерки истории культуры Урала
P. 375

выполнять определенную роль в едином советском пространстве.
Культура тоже начинает пониматься как производственная от-
расль, ориентированная на вал показателей, состоящая из различ-
ных учреждений (театральная и библиотечная сеть, музей, клубы).
Творческие союзы (писателей, художников, кинематографистов,
театральных деятелей) с их жесткой бюрократической структурой
обеспечивали статус и материальное положение художника, а, с
другой стороны, являлись средством контроля над интеллигенци-
ей. В 1980-е гг. творческие союзы Свердловской области насчиты-
вали около 1,5 тыс. человек.

    Главным стержнем художественной жизни страны в условиях
того времени стало противоборство двух направлений – офици-
ально-охранительного, выполнявшего «социальный заказ» вла-
стей, и отстаивающего свободу творчества. В произведениях, по-
лучивших официальное одобрение, возобладал отход от анализа
наиболее острых проблем современности, трактовка прошлого со-
ветского общества как движения «от победы к победе». Однако
именно в области искусства формировалась духовная оппозиция
закостенелой партийно-бюрократической системе.

    Те же основные тенденции в этот период характеризуют со-
стояние духовной атмосферы и развитие искусства уральского ре-
гиона. К этому следует добавить, что централизация управления и
жесткий идеологический контроль усугубляли положение края. В
отношениях между столицей и провинцией главным принципом
стало тиражирование на местах получивших идеологическое
одобрение столичных образцов.

    «Здесь время идет с опозданием на пять-десять лет от европей-
ского календаря», – пишет в своих воспоминаниях о тех годах из-
вестный писатель, уроженец Перми А. Королев. Ощущение отлу-
ченности от магистральной линии развития культуры приводит к
тому, что провинция начинает как будто тяготится талантами, ли-
шая их главного – свободы самовыражения и свободы творчества.
Пытаясь осознать, чего же не хватало писателю в пору его моло-
дости в Перми, он с горечью говорит: «Как журналист, я был от-
лучен от реальных проблем жизни, мы о них почти не писали. Как
писатель, отлучен от читателя. Как личность – от авторитетов, тех,
перед кем я поклонялся. Как русский – от России. Как гражданин –
от общества. Как человек – от прав человека. Словом, мне по су-
ществу не хватало свободы»199.

199 Королев А.В. Тринадцатая цель // Слово. – 1990. – № 6. – С. 167.

                                                374
   370   371   372   373   374   375   376   377   378   379   380