Page 367 - Очерки истории культуры Урала
P. 367

Образ современника: в живописи,
    в документальном кино, на театральной сцене
    Внимание к сегодняшнему дню, стремление выразить жизнь в
ее полноте вели к поиску «героя времени», требовали создания об-
раза современника. На страницах книг и экранах кинотеатров, в
полотнах художников и на сценах театров появляются новые ге-
рои – нравственно определенные, не желающие идти на компро-
мисс с совестью и поступаться принципами во имя личного благо-
получия.
    Портретные работы Евгения Николаевича Широкова
(род.1931), появившиеся на художественных выставках в 1960–
1970-е гг., стали знаковым явлением не только для уральского, но
и для всего советского искусства этого периода в целом. Если
прежде в изобразительном искусстве центральное место занимали
портретные изображения позирующих людей, то теперь ведущую
роль стал играть портрет, герой которого представал как человек
поступка, выраженного этического действия, обладающий собст-
венной позицией, неразрывно связанный со всем происходящим
вокруг него, остро чувствующий проходящие сквозь него токи
времени.
    Галерею образов, созданных Е. Широковым в эти годы (в ко-
торую вошли портреты артиста Е. Копеляна, журналиста
Б. Назаровского, художников Т. Коваленко и Е. Гудина, компози-
тора Д. Кабалевского и др.), открывал получивший широкую из-
вестность портрет писателя В. Астафьева (1969), который считают
«программным» для творчества художника.
    На портрете В. Астафьев изображен художником за чтением
рукописи. Перед зрителем человек, целиком погруженный в свою
работу. Медно-коричневый силуэт фигуры писателя, данной почти
в полный рост, чеканно выступает на светлой глади стены. Про-
стое открытое лицо выдает человека, что называется, много пови-
давшего на своем веку. Голубой дымок от папиросы может долго
растекаться в пространстве, пока не договорена будет очередная
мысль в том напряженном внутреннем диалоге, который писатель
продолжает со своим текстом. Переполненная пепельница на столе
превращается в своеобразный хронометр, также как ворох газет
под рукописью она возвращает происходящему временную опре-
деленность.
    Как и в других своих портретах, Широков создает образ, при-
поднятый над обыденностью, добиваясь впечатления его мону-

                                                366
   362   363   364   365   366   367   368   369   370   371   372