Page 368 - Очерки истории культуры Урала
P. 368
ментальности и самодостаточности. Художнику замечательно уда-
лось передать взыскательную придирчивость взгляда писателя,
который странным образом вызывает в памяти зрителя ощущения,
связанные с вязким стилем прозы самого Астафьева. Творчество
для героя портрета – это не род отвлеченных интеллектуальных
занятий или богемной игры. Пробившийся наверх, одолевший
судьбу, он понимает и оправдывает творчество исключительно как
упорную, кропотливую работу по добыванию крупиц истины. По-
этому для художника творчество Астафьева – это продолжение
вековой традиции народного правдоискательства.
На Свердловской киностудии в этот период были сняты луч-
шие фильмы известного режиссера-документалиста Бориса Давы-
довича Галантера (1935–1992). За картину «Лучшие дни нашей
жизни» (1967) он получил приз Всесоюзного кинофестиваля.
Среди особенностей художественного мира Галантера называ-
ют особую интонацию его работ, лиричность и музыкальность,
редкое чувство пластики, высокую культуру изображения, искрен-
ность и достоверность героев. Но, как отмечал в своих воспомина-
ниях о режиссере Л. Гуревич, главное в его фильмах это то, что «за
интимностью этих лент, под покровом задушевности почти всегда
скрыт костяк внутреннего напряжения, нешуточной борьбы.
Фильмы эти не существуют вне конфликта. Самая описательная,
«информационная» тематика открывается на драматическом срезе.
Груз недугов, с которым ведут отчаянный бой летчики («Лучшие
дни нашей жизни»); поединок человека с быстротекущим време-
нем («Последние игры»); радостная страсть труда («20 дней жар-
кого лета»); любовь против смерти («Джульетта»); тяга к родному
очагу против «охоты к перемене мест» («Там, где твой дом»); дра-
ма утраты корней («Ехала деревня»); жестокое столкновение про-
зы будней и праздника творчества («Майя Плисецкая», «Косын-
ка») – в картинах Галантера не найти покоя...»197.
Как сверхзадачу художник всегда видел поиск личности, стре-
мился раскрыть ее внутренний мир, с любовью и верой.
Виктор Лагутин, герой пьесы Геннадия Кузьмича Бокарева
«Сталевары», возвращается на завод после окончания челябинско-
го института. Однако занять инженерную должность он решитель-
но отказывается и рвется работать подручным «к печи». Смысл и
197 Гуревич Л.А. Гармония // Искусство кино. – 1992. – № 4.
367