Page 376 - Очерки истории культуры Урала
P. 376

Черты художественной жизни 1970–1980-х гг.
    На рубеже 1950–1960-х гг. в СССР развертывается масштаб-
ное массовое жилищное строительство. Возникают обширные
районы новой жилой застройки, осуществляемой индустриальным
методом. С 1960-х гг. государственная политика в области строи-
тельства, по сути, исключила архитектуру из сферы искусства. На
смену диктату политическому приходит диктат стройиндустрии и
жесткой экономии. Типовое строительство активно внедряется в
массовую застройку городов Урала в ущерб художественным, эко-
логическим и комфортным качествам, не оставляя места архитек-
турному творчеству. Практически не получают реализации совре-
менные концепции архитектуры и градостроительства. Со всей
остротой встает проблема застройки исторически сложившихся
городов. Некачественная застройка встречает в 1970-е гг. широкие
протесты общественности. Вспомним, полную горечи книгу
Б. Рябинина «Город, в котором мы живем», посвященную пробле-
мам застройки современного Свердловска.
    Одним из «инструментов защиты» исторических центров горо-
дов и поселков в это время выступают охранные зоны и зоны ре-
гулирования новой застройки. Появляются архитектурно-
этнографические музеи в поселке Хохловка Пермской области и
селе Нижняя Синячиха Свердловской области. Первый берет на
себя роль резервации недвижимых памятников архитектуры, вто-
рой – становится формой физического сохранения памятников на-
родного зодчества путем переноса их в музей-заповедник.
    Недооценка архитектурного наследия привела к утрате на Ура-
ле многих тысяч памятников архитектуры и объектов ценной ис-
торической застройки. Грубым искажениям подверглись истори-
ческие центры городов Перми, Челябинска, Ижевска, Воткинска,
Кургана, Камышлова, Туринска, Невьянска, Нижнего Тагила, Кун-
гура и др.
    В начале 1970-х гг. на заседании Свердловского городского со-
вета Общества охраны памятников истории и культуры с участием
архитектурной общественности Свердловска обсуждался проект
реконструкции исторической части города на месте старого завода.
    Были высказаны различные точки зрения. Одни предлагали уб-
рать все старое, чтобы дать простор для архитектурного творчест-
ва: устройства газонов, обелисков, стел и т. д. Другие предлагали
предусмотреть сохранение бывших цеховых построек для исполь-
зования их под музей и выставки, объединив здания в комплекс

                                                375
   371   372   373   374   375   376   377   378   379   380   381