Page 373 - Очерки истории культуры Урала
P. 373

хом восприятия жизни «простых советских людей». Далекие от
праздничной живописности и радостного многоцветия заводские
цеха и стройки, повседневность коллективного индустриального
труда, изображенные в «неприкрашенном» виде, «как они есть»,
получили в условиях шестидесятых признание и право на сущест-
вование в искусстве, начали обретать статус реальности.

    «Уникальное литье» и «горячий цех», «утро Уралмаша» и «ста-
рый визовский завод», «литейщики» и «вальцовщики», «уральские
магистрали» и «таежные километры», «люди Нижнетагильского
комбината» и «бригада кузнецов Уралхиммаша», «трудовая смена»
и «торжественный рапорт» – в живописи едва ли ни каждого ураль-
ского художника из тех, кто хоть раз обращался к тематической
картине, обязательно найдется подобный мотив.

                                          ***
    Если панорамно представить созданное уральскими художни-
ками в 1960–1970-е гг., то можно смело сказать, что такого разви-
тия, такой мощи и завершенности «суровый стиль» не получил в
искусстве ни одного другого региона страны. С сожалением прихо-
диться говорить о том, что этот факт остался не понят и не оценен
ни в отечественном искусствознании, ни в сознании того времени.
    Известные события внутри страны и в международных отно-
шениях, в которые оказался вовлечен Советский Союз на исходе
1960-х гг., делали все более очевидным ощущение кризиса шести-
десятничества. Весь нравственный запас шестидесятников был ос-
нован на примате идеи над материей, превосходстве ценностей
коллективизма над индивидуализмом. Поэтому слабеющей вере в
достижимость целей, они могли теперь противопоставить только
собственную порядочность, своего рода кодекс личной чести. Но
жизнь властно двигалась в сторону превращения этих требований
в правила приличий «нормальной жизни», нормы повседневной
культуры, ритуалы членов многочисленных клубов по интересам.
    Что касается судьбы «сурового стиля» в советском изобразитель-
ном искусстве, во многом формировавшего и воплощавшего в себе
мироощущение и дух шестидесятых, то он, выполнив свою задачу,
разрушив основания «сталинского классицизма», на всесоюзной сце-
не постепенно рассеивается. Благодаря ему прежняя жесткая эстети-
ко-нормативная система в искусстве 1970-х гг., окончательно усту-
пила свое место принципу, утверждающему многообразие художе-
ственных практик в рамках единого «социалистического искусства».

                                                372
   368   369   370   371   372   373   374   375   376   377   378