Page 374 - Очерки истории культуры Урала
P. 374
Искусство, обретя новое дыхание, раскрепощаясь, устремится
дальше вперед в поисках нового мирочувствования и художествен-
ного самовыражения. Советское изобразительное искусство отны-
не будут представлять как творчество остающихся адептов соцреа-
лизма, так и эксперименты официально не признаваемых авангар-
дистов. Это придаст советской живописи новый, многокрасочный
характер, возможность быть одновременно (при всей условности
даваемых критикой обозначений) живописью «празднично-
карнавальной», «примитивистской», «интеллектуальной» или
иною. Таков будет общий вектор развития.
Уральское искусство на данном этапе словно бы утрачивает
синхронность с общесоюзными тенденциями развития. В отличие
от всесоюзного искусства оно в последующие десятилетия про-
должает во многом сохранять характерные приметы поэтики, об-
разного строя и художественных решений «сурового стиля».
Глава 5. Художественная жизнь Урала
в 1970–1980-х гг.
1970–1980-е гг. – период стагнации общественной и государ-
ственной жизни, за которым закрепилось название «эпохи за-
стоя», отражающее стремление партийно-государственного руко-
водства к консервации экономической и политической системы в
рамках государственного социализма. В общественной жизни это
проявилось в усилении идеологического контроля за средствами
массовой информации, ужесточении цензуры, расширением
практики использования административных методов управления
сферой культуры.
Циклопические формы централизованной советской экономи-
ки, огосударствление всей социальной жизни образовали к этому
времени уродливую гиперреальность. Центральное место в хозяй-
стве Урала занимали огромные металлургические предприятия,
заводы-гиганты тяжелого машиностроения, связанные сложной
сетью отношений с многочисленными поставщиками и заказчика-
ми, разбросанными по всей стране. Так, в Свердловской области
98% промышленных предприятий находились в подчинении со-
юзных министерств, 1% был подчинен министерствам РСФСР, и
только 1% – области.
Государство начинает все больше мыслиться в этот период в
качестве единой гигантской производственной корпорации, а ре-
гионы соответственно – в виде ее составных частей, призванных
373