Page 366 - Очерки истории культуры Урала
P. 366

во человека», «Распятия», «Маски» и другие. Одновременно он
занимается книжной графикой, создавая серии «Эмпедокл», «Пла-
тон», «Данте», «Легенды», «Библия», «Крик», «Достоевский». Од-
на лишь серия «Судьба» состоит из более чем 400 досок. И все это
делалось в то время, когда он вынужден был зарабатывать на
жизнь, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя
рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в
Донском монастыре.

    Своеобразие работы Эрнста Неизвестного состоит в том, что
он работает сериями. Их можно рассматривать как вариации на
одну тему: одна и та же тема воплощается одновременно в скульп-
туре и графике, причем графика не используется как эскизный ма-
териал для скульптуры, а решает ту же тему самостоятельно. Та-
кова, например, тема «Странные рождения» – серия работ на темы
мифологических рождений: Евы из ребра Адама, Афины из голо-
вы Зевса, Афродиты из морской пены, Пантагрюэля из уха и т. д.
Таковы же серии «Монархия», «Гигантомахия» с преобладанием
скульптур и графические серии «Эмпедокл», «Пожиратели» («По-
жиратель цветов», «Пожиратель детей»). Среди многих тем, зани-
мающих художника, особое место занимает тема Креста.

    На обращение к этой теме, кроме религиозно-философских
причин, повлияло и произошедшее еще в детские годы знакомство
художника с пермской деревянной скульптурой. В интервью газе-
те «Комсомольская правда» (от 29 июня 1989 г.) Неизвестный
прямо говорит: «Меня всегда считали модернистом, а я – архаист.
Мои Распятия, например, восходят к пермской деревянной скульп-
туре, которую я основательно изучал».

    В конце 1990-х гг. Эрнст Неизвестный снова работает над
памятниками в России. Один из них – мемориал жертвам ста-
линских репрессий «Треугольник скорби» (Воркута – Сверд-
ловск – Магадан). Центральным звеном должен был стать па-
мятник в Свердловске. В основе его – две маски: Европа, смот-
рящая на Азию, и Азия, глядящая на Европу. Здесь же и их как
бы контрмаски, олицетворяющие души – и души замученных, и,
условно говоря, «дух Европы и Азии». Между ними – крест, и
он же является решеткой, символизирующей ту тюрьму, в кото-
рой бился в прошлые годы свободный дух европейских и азиат-
ских народов нашей страны. К сожалению, памятник, в отличие
от воркутинского, поставлен не был.

                                                365
   361   362   363   364   365   366   367   368   369   370   371