Page 365 - Очерки истории культуры Урала
P. 365

стремящийся освободиться от таких обстоятельств и такой идео-
логии. И это тоже – трагедия»195.

    Художник интересуется эстетическими поисками русского
авангарда. В одном из поздних интервью Неизвестный так форму-
лировал свое творческое кредо: «Я всегда опирался в своей работе
на те фундаментальные законы классической и реалистической
живописи, которые освоил в юности. Другой вопрос, что я всегда
пытался как бы обручить классические каноны с мышлением два-
дцатого, а может, двадцать первого века».

    Но уже назревал его конфликт с официальным искусством,
«апофеозом» которого стало произошедшее на выставке в москов-
ском Манеже в декабре 1962 г. столкновение с Хрущевым, после
которого началась многолетняя травля скульптора.

    Два произведения, созданные в 1960-е гг., выделяются особо.
Это «Орфей» (1962–1964) и «Пророк» (1962–1966).

    Главной темой художника является человек, страдающий, бо-
рющийся, сомневающийся, побежденный и побеждающий. Миро-
воззрение Неизвестного сложились во многом под влиянием рус-
ских философов, для которых был важен приоритет общечелове-
ческих ценностей перед всеми прочими. Его работы кажутся неис-
кушенному зрителю непривычными.

    В работе, посвященной творческому пути скульптора,
Н. Воронов пишет: «Неизвестного <…> интересует не столько
действие, сколько состояние, внутреннее переживание, те страсти
и борения, которые часто буквально корежат тело человека, лома-
ют его, распинают, рвут на части. <…> Скульптуры Неизвестного
почти всегда конфликтны. В них идет борьба человека с собствен-
ной человеческой природой и с теми явлениями, фантомами, ми-
фами, которые он сам породил или же ежечасно порождает на
протяжении всей истории. Анализируя эти постоянные борения,
скульптор, естественно, отвлекается от конкретных людей (кроме,
конечно, портретных изображений)»196. Для художника очень
важно выразить идею, в образной осязаемой форме донести до
зрителя свои мысли.

    С начала 1960-х гг. и до своего отъезда из страны в 1976 г. Не-
известный создал более 850 скульптур. Почти все зарабатываемые
деньги он тратил на их отливку, это скульптуры серии «Гиганто-
махия», циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительст-

195 Воронов Н.В. Эрнст Неизвестный. – М., 1991. – С. 36–37.
196 Там же. – С. 35.

                                                364
   360   361   362   363   364   365   366   367   368   369   370