Page 364 - Очерки истории культуры Урала
P. 364
нен, награжден орденом «Красная звезда». Учился на философ-
ском факультете МГУ. Закончил Всесоюзный Государственный
Художественный Институт им. В. И. Сурикова.
Уже с первых шагов в искусстве Эрнст Неизвестный начинает
искать язык, который был бы способен воплотить в зримых образ-
ах глубинные тайны человеческого бытия. Его работы, созданные
в начале 1950-х гг., еще сохраняют узнаваемые и привычные реа-
листические формы, но вскоре пластика его произведений стано-
вится все более экспрессивной, повышенно динамичной.
В связи с усиливавшимися в Москве обвинениями художника в
«формализме», он на несколько лет (1956–1957 гг.) возвращается в
Свердловск, работает на заводе «Металлист» учеником литейщи-
ка, продолжая заниматься скульптурой. В это время рождается за-
мысел грандиозного «Древа жизни».
В те же годы художник обращается к теме прошедшей войны.
В произведениях Неизвестного начинает звучать тема смерти. Он
создает скульптуры солдат, гибнущих на войне. И эти произведе-
ния мало похожи на официальное искусство тех лет. Широко из-
вестна работа «Мертвый солдат» (1957), изображающая лежащего
человека, лицо которого почти истлело, в груди огромное отвер-
стие, а закостеневшая вытянутая вперед рука сжата в кулак, застыв
в судорожном последнем жесте.
Как отмечает искусствовед Н. Воронов, «уже в этих вещах ви-
дим то, что было тогда органически противопоказано советскому
искусству – отсутствие классового партийного подхода. Кто эти
падающие и убитые? Немцы, русские? Фашисты, коммунисты?
Даже каски их имеют какую-то общезначимую форму, которую не
отнесешь безусловно ни к нашей, ни к германской армии. Следо-
вательно, это солдат вообще. Существо, профессия которого –
убивать или быть убитым. И отсюда – как бы две дороги, два
смысла. С одной стороны, солдат – человек. Человек, вынужден-
ный обстоятельствами, судьбой, идеологией убивать или жертво-
вать собой. Человек, предназначение которого и смысл жизни
должны были бы быть в том, чтобы создавать, строить, растить
детей, сажать деревья. Это – трагедия.
А с другой – существо не думающее, способное лишь выпол-
нять приказы, превратившееся в послушный механизм, винтик.
Вот он и мертвый все равно грозит нам сжатым кулаком. Не про-
должением ли этой мысли будут «механические люди» и некото-
рые кентавры Неизвестного, созданные им позже, в 60-х годах?
Человек, превратившийся в машину и не осознающий этого, не
363