Page 363 - Очерки истории культуры Урала
P. 363

Эта подчеркнутая острота социальных характеристик в контек-
сте всей картины давала повод искусствоведам выделять в ней в
качестве центральной различные идеи. Для кого-то это рассказ «о
рабском, каторжном труде, о судьбах людей старого демидовского
Урала, осваивавших эту суровую землю», другие видели в ней
«утверждение духовной силы народа, его уверенности в своем
праве на жизнь».

    В картине ощущается некоторая недоговоренность, может
быть, в силу того, что, работая над полотном, художник имел в ви-
ду более широкий замысел (рассказывают, что он собирался напи-
сать новый вариант картины и назвать его «Урал Демидовский»).
При той полноте ощущения красоты Урала, искренней любви и
сострадания художника к своим героям главным в картине стано-
вится некий внутренний диссонанс между разлитой на полотне
гармонией и безрадостностью тяжелой жизни людей, внутренне, в
своем духовном облике абсолютно соответствующих, совпадаю-
щих с величием окружающего мира.

    Следуя этой мысли, можно обнаружить, что картина раскрыва-
ется вдруг как пронзительная и глубокая «дума» об «уральском
счастье». Поиск счастья всегда связан – о чем свидетельствует
цикличный характер движения времени в картине, постоянно воз-
вращающий все к началу – с вечным мучительным поиском смыс-
ла человеческого существования. В чем оно – в труде, красоте,
творчестве, свободе?

    Безусловно одно – этот поиск должен простираться дальше
решения вопросов политики и власти, социальной справедливости,
приобретая экзистенциальный смысл. Кажется, что действитель-
ное освобождение может прийти к героям Г.Мосина как прозре-
ние, разгадка тайны всего сущего.

    Словно ожидая ответа, вопрошают герои «Сказа об Урале»,
требуя от потомков, чтобы они были не мельче их, если хотят быть
достойными своей истории. От современного зрителя зависела
разгадка тайны существования персонажей картины, которая изба-
вила бы их от немоты и окаменелости, чтобы уральская история
ожила и превратилась вновь в движение времени, указывая на-
стоящему путь в будущее.

    Творчество Э. Неизвестного в 1960-е гг.
    Эрнст Иосифович Неизвестный (род. 1925) – скульптор, ху-
дожник, философ. Добровольцем ушел на фронт, был тяжело ра-

                                                362
   358   359   360   361   362   363   364   365   366   367   368