Page 353 - Очерки истории культуры Урала
P. 353

О.Э. Бернгард. Высота. 1960-е гг.
по-прежнему оставалась каждодневным испытанием твердости
характера и крепости мускулов, жизнь оборачивалась своей грубой
и не приглаженной стороной. Здесь природная стихия бросала вы-
зов человеку. И это давало ощущение остроты, подлинности суще-
ствования.

    Если в кино и литературе героями становятся ученые, физики,
молодые интеллектуалы, то персонажами картин художников «су-
рового стиля» – полярники, геологи, строители, рыбаки. Героиза-
ция повседневных трудовых будней, поэтизация обыденного,
строгая и мужественная романтичность становятся признаком но-
вого живописного стиля. Театральной искусственности и сочинен-
ности сюжетов прежнего искусства художники противопоставили
лаконизм и концентрированность образов.

    Их картины заполнили тяжеловесные, подчеркнуто огрублен-
ные фигуры рабочих с обветренными лицам, натруженными рука-
ми. Почти плакатные в своей прямоте и статичности образы во-
площали в себе сосредоточенно-упорную силу тех, в ком худож-
ники видели хозяев земли. Как правило, герои картин оказывались
изображенными не в действии, а молчаливом предстоянии перед
потенциальными зрителями. Художники словно опасались, что
распознанные ими новые свойства окружающего мира иначе мо-

                                                352
   348   349   350   351   352   353   354   355   356   357   358