Page 356 - Очерки истории культуры Урала
P. 356
Г.С. Мосин, М.Ш. Брусиловский. 1918-й. 1963–1965.
Волгоградский музей изобразительных искусств
Настоящим потрясением стало появление картины Г. Мосина и
М. Брусиловского «1918-й» (1963–1965), демонстративно поры-
вавшей с допущенными способами изображения данной темы.
Вокруг картины сразу завязалась ожесточенная дискуссия. Появ-
лению картины на выставках (зональной «Урал социалистиче-
ский» (1964), всесоюзной «На страже мира» (1965) в Москве)
предшествовала серьезная борьба, потребовавшая от уральских
художников стойкости и мужества192.
Фигура Ленина, возвышающаяся на затянутом кумачом дере-
вянном помосте, словно вознесена над Красной площадью, митин-
гующими и зрителями картины. Фоном оратору служит грозовое
небо и полощащиеся на ветру красные знамена. В напряженной,
как будто сдерживающей прорывающуюся энергию, позе Ленина,
суровом, почти яростном выражении его лица, сжатых кулаках –
выражение тех тяжелых слов, которые он с силой бросает в массу.
Во всем облике вождя непреклонная решимость и готовность идти
192 Затем картина экспонировалась на всемирной Биеннале (1965) в Венеции и
выставке в ГДР (1967). А после всего этого была «сослана» в Волгоградский
музей.
355