Page 350 - Очерки истории культуры Урала
P. 350

ней, а полностью «работают» на раскрытие содержание темы. Бо-
лее того, в «Литейщиках» каждая существенная деталь изображе-
ния приобрела, по сути, символическую нагрузку, стремясь в со-
держательном плане приблизиться к знаку, стать эмблемой целых
фрагментов действительности.

    Рабочая бригад – это символическое изображение трудящихся,
советского народа вообще; мартен – олицетворение укрощения
стихии жизни, овладения ее силами, подчинение задачам строи-
тельства нового общества; ковш с расплавленным металлом – сим-
вол металлургии, тяжелой промышленности, производства средств
производства в целом и, одновременно, эмблема, знак Урала,
«уральского вклада» в укрепление государства; завод, цех – это
копия или слепок, которые в концентрированном виде содержат
все основные начала жизни страны, существующей системы соци-
альных отношений, а также символическое обозначение Урала.

    По существу, в «Литейщиках» Игоря Симонова произошло за-
вершение формирования своего рода изобразительного канона
становящейся «темы труда». Он выступил в виде сложившейся
внутренней структуры, требующей обязательного присутствия ос-
новных элементов-атрибутов, служащих средством организации
художественного содержания. Отныне «картина о труде» начнет
быстро превращаться в бесконечное изображение «бригад» (на
стройках, в цехах, у мартена). Следование установившемуся кано-
ну будет достаточно для художников, чтобы гарантировать произ-
ведению идейную нагрузку, художественную убедительность, уз-
наваемость и социальное одобрение. В идеале, любого из «кано-
нических» изобразительных элементов будет достаточно, чтобы
вызвать необходимый ожидаемый образ.

    Картина Симонова, тем самым, приобрела этапное значение.
На ее примере видно, что жанровая живопись «о труде и быте» на-
чала перерастать в разработку в будущем специфической для Ура-
ла «темы труда» как самостоятельного жанра. Картина не только
подводила своеобразный итог долголетним поискам в данном на-
правлении, по крайней мере, двух поколений советских художни-
ков (включая уральских живописцев), но и открывала дорогу на-
ступлению уже нового периода в развитии уральского искусства,
создании изобразительного образа Урала.

                                          ***
    Развитие культуры послевоенного десятилетия демонстрирова-
ло, что все, получившее официальное признание из созданного ху-

                                                349
   345   346   347   348   349   350   351   352   353   354   355