Page 352 - Очерки истории культуры Урала
P. 352

ность во все отношения, вернуть человеку чувство собственного
достоинства, изменить его положение внутри существующей сис-
темы, не имея возможности ничего изменить в ней по существу.

    Отказываясь признать сложившийся порядок вещей чем-то
окончательным, завершенным, молодежь была полна решимости
доказать, что сталинизм – это отдельный эпизод (скорее случай-
ный, чем закономерный) на пути построения коммунизма. Главной
становилась задача расшевелить общество, вернуть ему подвиж-
ность, революционный динамизм развития. Сама действитель-
ность должна была предстать как находящаяся в процессе станов-
ления, внутренне конфликтная, наполненная борьбой. Необходимо
было не просто научиться видеть действительность, а открывать
окружающий мир заново. Требовалось придать жизни новый об-
лик, создать образ современности, соответствующий мироощуще-
нию и духу времени.

    Среди перемен 1950-х гг. главными в конечном итоге стали
изменения, происходившие в общественной атмосфере страны,
настроениях и умах людей, самом ощущении жизни.

    Прежде советский миф о самой передовой стране в мире, по-
строенном социализме и счастливой жизни советских людей во-
площался в формах государственного стиля сталинской эпохи. Со-
ветской действительности полагалось выступать исключительно в
«возвышенном» художественном «обличии» академической живо-
писи, эпических кинолент, симфоний и поэм. Стремление разо-
рвать с прошлым в общественной атмосфере страны в искусстве –
приобрела характер художественно-эстетической оппозиции ста-
линскому стилю, влекущей за собой изменение всей художествен-
ной системы, изобразительного языка, образной структуры, требо-
вание поиска новых тем и героев.

    Самым ярким выражением идейно-художественных поисков в
советском изобразительном искусстве 1960-х гг. стало возникно-
вение движения молодых художников, получившее в критике на-
звание «сурового стиля».

    Чтобы обрести такое ощущение современности, шестидесят-
никам нужно было буквально почувствовать на себе «сопротивле-
ние материала», испытать напряжение сил и нервов. Трудностей
не избегали – их искали. Для столичных художников «сурового
стиля», как и вообще шестидесятников, было понятно, что столк-
новение с реальностью надо искать за пределами Ойкумены. Там,
на Севере, в геологических партиях, на сибирских стройках, мор-
ских нефтепромыслах, где существование рабочего человека

                                                351
   347   348   349   350   351   352   353   354   355   356   357