Page 358 - Очерки истории культуры Урала
P. 358

Многофигурная композиция «Межи перепаханы», посвящен-
ная коллективизации, представляет собой пластический монолит,
объединенный общим тяжелым ритмом. Центральной фигурой
композиции стал рабочий. Он выступает вперед, держа на руках
безжизненное тело убитого кулаками молодого тракториста. Не-
сколько на задний план кажутся отодвинутыми родители погиб-
шего: старик-крестьянин прижал к груди жену, которая не в силах
вынести полученный удар. Открытый драматизм происходящего
трактуется скульптором как кульминация столкновения самых
разных смысловых планов человеческого бытия: исторического,
личного, общественного, экзистенциального.

    В отличие от поглощенных своим горем крестьян, рабочий
приковывает к себе внимание своей заряженностью к действию.
Во всем его облике, в выражении лица боль переплавляется в гнев
и ярость. Для него случившееся – часть той непримиримой борь-
бы, которая ведется с классовыми врагами. Яростный испепеляю-
щий взгляд рабочего несет им обещание беспощадности. Начатое
«социалистическое преобразование» деревни будет доведено до
конца!

    Абсолютная убежденность героя-рабочего в правоте своего де-
ла – это убежденность самого автора композиции. Но, отстаивая
безусловную для него историческую оправданность перелома в
крестьянской жизни, скульптор, оставаясь честным перед своей
совестью, не может не видеть другого. В «Межах перепаханных»
та власть, которую олицетворяет рабочий, представляет собой си-
лу, врезающуюся в жизнь русской деревни, ломая ее на корню.
Стремление железной рукой гнать к счастью тех, кто еще не видит
известного герою пути, не готов разделить его убежденность, на
деле приводит к новым страданиям, увеличивая человеческое горе.

    Жертвы оправдывались интересами построения идеального
будущего, а, следовательно, все действующие лица коллективиза-
ции оказывались в ожидании суда истории. Будущее должно было
сделать окончательно ясным: нужна ли была такая модернизация
деревни, были ли противившиеся ей крестьяне врагами. От этого в
конечном итоге зависело понимание того, что воодушевляла героя
на борьбу: вера или фанатизм. В 1960 г. скульптурная композиция
«1929 год. Межи перепаханы» Л. Головницкого была выдвинула

Позже скульптором были выполнены другие работы, посвященные начально-
му периоду советской истории: «Двадцатые годы» (1967), цикл «Гимн бор-
цам» (1969).

                                                357
   353   354   355   356   357   358   359   360   361   362   363