Page 357 - Очерки истории культуры Урала
P. 357

до конца. Так полководцы, посылая армии на смертный бой, тре-
буют от солдат быть беспощадными к врагам.

    Весь образный строй картины усиливает это впечатление.
Подробности, способные «приземлить» происходящее, придать
ему вид жанровой композиции, связать с одним конкретным со-
бытием, опущены. Полыхающий кроваво-красный цвет пытается
и не может поглотить темные и «стальные» силуэты Ленина и
стоящих отдельной группой его соратников. В кажущейся ста-
тичности фигур – самозабвенная решимость этих людей; в четкой
ритмичности композиции – вызов стихии, подчиняемой их не-
преклонной воле. («Только та революция чего-либо стоит, кото-
рая умеет защищаться!»)

    Достаточно вспомнить незыблемо утвердившийся, начиная с
картин И. Бродского, благостный стиль изоленинианы, чтобы
представить оглушительное воздействие, производимое на совре-
менников работой Мосина и Брусиловского. При этом сами ху-
дожники искренне верили в правоту революции, стремясь создать,
как позже стали писать искусствоведы, страстную героическую
«поэму о революции». Отличие уральских художников заключа-
лось в том, что они предприняли честную и бескомпромиссную
попытку представить, что должно было означать в реальных усло-
виях эта, пусть исторически оправданная, правота одной части
общества (его революционного авангарда) перед остальными.

    Это позволило авторам картины выразить основную коллизию
и логику революции глубже и полнее, чем они сами могли предпо-
ложить на тот момент. Среди всего того наивно-романтического,
что было сказано и спето шестидесятниками о «комиссарах в
пыльных шлемах», уральские художники приблизились к истори-
ческой правде ближе, чем кто-либо иной. Благодаря чему картина
Г. Мосина и М. Брусиловского «1918-й», опередив время, отдели-
лась от их авторов и начала самостоятельную жизнь.

    Подобное же можно было бы сказать и о работе другого ураль-
ца – скульптурной композиции Льва Головницкого «1929 год. Ме-
жи перепаханы», созданной в конце 1950-х гг. Для молодого челя-
бинского скульптора история первых десятилетий советской вла-
сти были постоянным предметом творческого осмысления, даю-
щим материал для поиска героико-романтических образов193.

193 «Орленок» Л.Головницкого – памятник, посвященный юным героям рево-
люции и гражданской войны на Урале, – был представлен в 1957 г. на Всесо-
юзной художественной выставке в Москве. В станковом варианте «Орленок»
экспонировался на всемирных выставках – «Экспо» в Брюсселе и Монреале.

                                                356
   352   353   354   355   356   357   358   359   360   361   362