Page 348 - Очерки истории культуры Урала
P. 348

персонажей и однообразии их психологических характеристик
имелся свой резон. То, что критики склонны были отнести к огра-
ниченности работы Симонова, на самом деле позволило впервые с
такой полнотой раскрыть тему «изображения труда», обнаружить,
сделать наглядным ее сверхсмысл. Благодаря чему «Литейщики»
были признанны новаторским произведением, входящим в число
лучших достижений советской живописи.

    Оказалось, что отправной точкой в данной теме является не
изображение производственного процесса и не показ работающего
человека. По-настоящему эта тема в советском изобразительном
искусстве начинается, как у Симонова, с акцентирования социаль-
но-классовой природы труда, когда предметом изображения ста-
новится не просто «работающий человек», а именно «рабочий», то
есть представитель рабочего класса.

    Подобное изначально позволяет художнику представить образ
мира в виде определенной социальной реальности. Обозначение
места и роли рабочего в этой системе общественных отношений
дает возможность конкретизировать характер данной реальности.
Если скрюченные фигуры рабочих «загнаны» художником в тем-
ноту и мрак «старого уральского завода» – это один образ мира
(«мира капитализма»), то рабочие, представленные в качестве сво-
бодно выбирающих свою судьбу полноправными хозяевами жиз-
ни, которым принадлежат все заводы и фабрики в стране, которые
подчиняют себе природные стихии – это, понятно, изображение
общества, строящего коммунизм.

    Еще один непременный для картин «о труде» момент. Изобра-
жаемые художником рабочие обязательно должны выражать удов-
летворение и радость, получаемую от своего труда. Ведь свобод-
ный труд в социалистическом обществе превращается из коренно-
го условия жизни, способа добывания средств к существованию в
главную цель и исключительный смысл бытия советского челове-
ка! В этом экзистенциональное значение данной темы, несущей в
себе утверждение классового мироощущения и соответствующего
(советского) образа мира и мироустройства.

    Подчеркнутая физическая мощь, статичность и статуарность
представляющих почти скульптурную группу героев картины
И. Симонова «Литейщики», изображение внутрикартинного про-
странства так, что оно воспринимается как «своеобразный поста-
мент, поднимающий, возвеличивающий рабочих»190, превращают

190 Павловский Б.В. Игорь Иванович Симонов. – Л., 1963. – С.25.

                                                347
   343   344   345   346   347   348   349   350   351   352   353