Page 351 - Очерки истории культуры Урала
P. 351

дожниками на Урале, находилось в русле сталинского социали-
стического реализма, единой системы советского искусства. По-
добная ситуация означала утрату индивидуального облика искус-
ства края, подчиненного задачам обслуживания государственной
идеологии. Это вступало в противоречие с потребностями живого
творческого поиска, диктовавшимися логикой развития и самой
природой художественного творчества. По-настоящему значи-
тельные произведения создавались в это время вопреки господ-
ствующим установкам.

                      Глава 4. Суровый стиль Урала
    Усилия по десталинизации общества, начатые после XX съезда
компартии, изменили ситуацию в стране. Либерализация прежних
порядков создала атмосферу ожиданий обновления жизни, в кото-
рой романтика сочеталась с гражданским пафосом. При этом хру-
щевская «оттепель» была противоречивым явлением, шла под
знаменем возвращения к ленинским принципам, ограничиваясь
идеологическими рамками. Объявленное приближение коммуниз-
ма сопровождалось экспериментами в области государственного
управления, метаниями в экономической политике, антирелигиоз-
ной компанией191.
    Установка на преодоление прежней сверхцентрализации власти
толкало регионы к тому, чтобы проявить себя. С конца 1950-х гг.
на Урале начинают выходить региональные художественно-
публицистические журналы «Урал» и «Уральский следопыт»,
предпринимается издание «Библиотеки избранных художествен-
ных произведений об Урале» и «Уральской библиотеки». Широ-
кую известность получают новаторские поиски в документальном
и научно-популярном кино. Происходит пробуждение интереса к
местной истории, заявляет о себе новое поколение уральских крае-
ведов. Делаются шаги по возрождению некоторых из уральских
художественных промыслов.
    Парадоксальность данного периода советской истории заклю-
чалась в том, что поколению, названному «шестидесятниками»,
требовалось решить непростую задачу: согласовать нравственную
позицию личности с общественными целями, вдохнуть искрен-

191 В ходе антирелигиозной кампании, в частности, было закрыто 2/3 открытых
в стране в послевоенный период церквей.

                                                350
   346   347   348   349   350   351   352   353   354   355   356