Page 354 - Очерки истории культуры Урала
P. 354

гут рассеяться. Декларативная «суровость» образов строителей и
рабочих была для столичных художников знаком общественного
обновления и формой сопротивления угрозе отката к прежнему
состоянию страны.

    Конечно, много было в этом и от романтики времени. Ощуще-
ние освобождения, ломки и переустройства мира, преодоления
границ, включая падение «железного занавеса», питали революци-
онность сознания шестидесятников, совпавшую с присущим мо-
лодежи во все времена стремлением испытать себя, свои силы. Ут-
верждение о том, что «в жизни всегда есть место подвигу», стало
на некоторое время рефреном газетной публицистики, официаль-
ной пропаганды и девизом молодого поколения. Придуманность
подвига искупалась искренностью и верой шестидесятников. Ге-
роическая ситуация в жизни и искусстве моделировалась как ар-
гумент в пользу утверждения значительности «эпохи строительст-
ва коммунизма».

    Уральские художники, вслед за московскими, принялись ос-
ваивать новую поэтику и изобразительный язык. «Сплавщики»
(1959) Е. Гудина, «Рыбаки» и «Геологи» (1963) В. Мальцева, «Гео-
логи» (начало 1960-х гг.) О. Бернгарда, другие картины уральцев
были еще во многом связаны с традиционной живописью, но в них
уже ощущалось дыхание другого времени, появившаяся у худож-
ников возможность экспериментировать, пробовать себя в иной
манере.

    Тематизм «сурового стиля» вряд ли мог представляться для
уральских живописцев чем-то необычным и экзотическим. Рабо-
чие и строители (бетонщики, сварщики, монтажники) и раньше
неизменно были персонажами их картин. Свой Север (Полярный
Урал) был у них всегда, хватало тайги и гигантских промышлен-
ных строек. Важнее для уральцев оказалось начавшееся обновле-
ние художественной системы, языка советской живописи.

    «Суровый стиль», разрушая художественные стереотипы, ме-
нял оптику, видение привычных образов и сюжетных мотивов.
Постепенно приходило понимание того, что поиск столичными
художниками новых выразительных средств – это поиск жизнен-
ной правды. Чем больше новый изобразительный язык обнаружи-
вал серьезность этих претензий, тем сильнее захватывал уральских
художников общий процесс постижения этой Правды времени. Им
оказались близки и пафос утверждения чистоты принципов социа-
лизма, и развернувшаяся борьба за социальную справедливость, и

                                                353
   349   350   351   352   353   354   355   356   357   358   359