Page 349 - Очерки истории культуры Урала
P. 349

в основное действие произведения по-мужски сдержанную радо-
стную реакцию героев в отношении проделанной работы. Это –
изображение момента высшего доступного для рабочего человека
счастья, по сравнению с его трудовыми успехами все остальное
остается мелочным, несущественным, преходящим.

    Интересно сравнить «Литейщиков» с другой, более ранней
картиной того же художника «У молота» (1957). В ней почти в до-
кументальной манере воспроизведен один из «рабочих моментов»
в кузнечном цеху. В картине много динамики, движения. Все ра-
ботающие включены здесь в жесткий ритм, диктуемый производ-
ством. Каждый из участников сцены поглощен процессом ковки
деталей, озабочен тем, чтобы не допустить брак, выполнить смен-
ное задание.

    Здесь нет места посторонним мыслям, возможности для любо-
вания своим трудом. Легко представить, что после рабочей смены
усталые люди отправятся по домам, покупая по дороги пиво в по-
лиэтиленовых пакетах, отсчитывая оставшиеся до получки деньги,
что кому-то из них придется забирать из детсада дочку, потому,
что жена задерживается на профсоюзном собрании... Это тоже оп-
ределенное изображение советской реальности, только ему было
не избежать критики в «отсутствии глубины замысла и широты
обобщения». Не этого ждали от картин «о жизни и быте советских
людей».

    Для того, чтобы избавиться от этих недостатков нужно было
идти иным путем. Здесь не подходило как будто случайное изо-
бражение отдельного «производственного момента» в работе
предприятия, не подходило для картины и выделение одного или
нескольких занятых своим делом рабочих.

    Постепенно выкристаллизовалось, что к выигрышным изобра-
зительным мотивам относится изображение не каких угодно, а
ключевых моментов производства (вроде разливки раскаленного
металла), а героем картины обязательно должен быть коллектив,
например, рабочая бригада. «Тема труда» должна была служить
утверждению абсолютного примата социальных, групповых цен-
ностей над индивидуальными. Истиной мог обладать только кол-
лектив. Лишь сливаясь с ним, ценой частичного отказа от собст-
венной личности, человек получал возможность почувствовать се-
бя причастным к подлинному созиданию жизни, современности,
истории.

    Применительно к картине И. Симонова «Литейщики» можно
говорить о том, что все эти элементы не просто присутствуют в

                                                348
   344   345   346   347   348   349   350   351   352   353   354