Page 306 - Очерки истории культуры Урала
P. 306

могли освоиться с новыми реалиями, темпом происходящих в их
окружении изменений. Можно предположить, что происходящие
перемены скорее неосознанно, но от этого не менее остро, воспри-
нимались как результат внешнего воздействия на жизнь края. Что
касалось искусства, местные художники еще не могли разобраться
с тем, в чем состояла особенность «творчества», которое было вос-
требовано теперь, не успевали овладевать правилами и лексико-
ном формирующегося нового искусства.

    Несколько иначе обстояло дело с пониманием «исторического
момента» в тех районах Урала и молодых городах, которые оказа-
лись в эпицентре индустриального строительства. Источником
вдохновения челябинских поэтов и художников служило развер-
нувшееся строительство Магнитки. Ему были посвящены жанро-
вые картины Л. Белкиной, А. Самохвалова, Г. Соловьева.

    Г. Соловьева, приехавшего на сооружение Магнитогорского
комбината вместе с первыми отрядами строителей, назвали «лето-
писцем легендарной Магнитки». В сотнях созданных художником
графических набросков и этюдов, десятках законченных картин о
труде строителей и металлургов – вся история комбината и города.
Есть здесь «первая» палатка (улица, поезд, домна, чугун). В карти-
не «Строительство доменного цеха» (1934) художник, по словам
искусствоведа Л. Байнова, показал «широкую панораму общена-
родной стройки. Просто, без особых композиционных и живопис-
ных эффектов изобразил он величественные домны, мощные ме-
ханизмы и ажурные конструкции стен, поднявшиеся среди бес-
крайней степи. Вдали возвышаются кварталы будущего города».
Композиция картины отличает «монументальное звучание и эпи-
ческий размах», в энергичной манере живописи передан «напря-
женный трудовой ритм»160.

    Другое дело, если поставить задачу по этому пафосному опи-
санию попытаться найти картину Соловьева, то окажется, что это
далеко не так просто. Под это описание в действительности по-
дойдет множество картин разных художников 1930-х гг. – в этом
специфика подобной «документальной живописи».

    Однако отметим, что даже среди работ челябинских художни-
ков на выставке «Урало-Кузбасс в живописи» (1935) к числу наи-
более удачных и законченных произведений была отнесена все же
картина А. Самохвалова на «колхозную тему» под названием
«Праздник окончания сева».

160 Байнов Л.П. Художники Челябинска. – Челябинск, 1979. – С. 45.

                                                305
   301   302   303   304   305   306   307   308   309   310   311