Page 304 - Очерки истории культуры Урала
P. 304

Начинают детально разрабатываться каноны (включая изобра-
жение главных тем, сюжетов, персонажей) и сам «лексикон» ново-
го искусства, массово тиражируются наиболее удачные образцы.
Практически, речь шла о возвращении под видом борьбы за «реа-
лизм» (жизнеподобное искусство) к нормативной эстетике, ориен-
тированной на идеал. Осуществляемая при этом подмена заключа-
лась в том, что официальное искусство во многом лишь формаль-
но продолжало сохранять вид художественного творчества, фак-
тически становясь носителем и творцом идеологических мифов.

    Смена ориентиров в искусстве 1930-х гг. привела к формиро-
ванию единого, или как тогда говорили, «магистрального творче-
ского метода советского многонационального искусства» – социа-
листического реализма. Борьба между различными художествен-
ными направлениями уходила в прошлое. Искусство становилось
частью государственной идеологической машины, создающей но-
вую картину мира.

    Понятие «социалистический реализм» было введено
М. Горьким на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в
1934 г.: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние,
как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших
индивидуальных способностей человека ради победы его над си-
лами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого сча-
стья жить на земле»159.

    Искусство должно было излагать понятным и доступным «ши-
роким народным массам» художественным языком идеологически
выдержанное содержание. Никакой недоговоренности, никаких
разночтений. Отныне все формы искусства должны были разви-
ваться в русле единого метода с единым для всех набором тем, ге-
роев и стилистических приемов. В заданные рамки могло быть
помещено теперь любое искусственно сконструированное офици-
альной идеологией содержание: российская история в виде этапов
«освободительного движения», деятельность вождей в революции
и после нее, история партии в соответствии с ее «кратким курсом»,
отношение «диктатуры пролетариата» и народа. Роль искусства
заключалась в том, что оно должно было свидетельствовать о под-
линности создаваемой картины действительности, представлять ее
как образ самой реальности.

159 Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. –
М., 1934. – С. 17.

                                                303
   299   300   301   302   303   304   305   306   307   308   309