Page 307 - Очерки истории культуры Урала
P. 307

Творчество уральских художников оставалось связно тонень-
кой ниточкой с прежней историей уральского искусства. Из всего
созданного в этот период в живописи подлинным художественным
значением обладали преимущественно пейзажи.

    Свердловские пейзажисты, продолжавшие испытывать влия-
ние Л. Туржанского, группируются вокруг его ученика И. Слю-
сарева (среди молодежи заметной фигурой становится
О. Бернгард).

    Иван Кириллович Слюсарев (1886–1962) родился в деревне
Черноскутовой Пермской губернии. Решающую роль в жизни
Слюсарева сыграла встреча с Л.Туржанским, который во многом
помог начинающему художнику. По настоянию Туржанского
Слюсарев в 1902 г. поступил в Екатеринбургскую художествен-
но-промышленную школу.

    Основным направлением в творчестве художника было созда-
ние интимно-лирических пейзажей уральской природы. В работе
«Молодые березки» (1918) движение в природе создается ритмом
упруго согнувшихся стволов берез, противопоставлением яркой
сочной зелени, белых облаков и глубокого синего тона неба. В
«Голубой воде» (1928) звучит неудержимая сила весны. Художник
«лепит» красками образ пробуждающейся природы, освещенный
весенним солнцем слежавшийся снег и почти оранжевую землю.

    Художник много работает, выезжая «на натуру». В 1925 г. он
совершает свою первую поездку в горы Южного Урала. «Что за
грандиозность и величественность! – вспоминал художник. – Горы
и скалы, шиханы с причудливыми формами! На каждом шагу рас-
крывается неповторимая красота Урала, а вдали – горы, горы, как
морские волны».

    Рассматривая творчество И. Слюсарева в целостности, иссле-
дователи отмечают, что он стремился создать эпический образ
русской природы в традициях русского реалистического пейзажа
(А. Васнецова и А. Денисова-Уральского), но лирически окрашен-
ный. Кроме того, он стремился создать «обобщенно-декоративного
образ» окружающего мира. Как отмечал Б. Павловский, «декора-
тивизм проявляется в приверженности художника к ярким красоч-
ным сопоставлениям, в самом выборе мотива, в рисунке деревьев,
в передаче формы, становящейся более обобщенной»161.

161 Павловский Б. В. Иван Кириллович Слюсарев. – М., 1958. – С. 57.
                                                306
   302   303   304   305   306   307   308   309   310   311   312