Page 310 - Очерки истории культуры Урала
P. 310
История, создаваемая заново
Большое место в деятельности «бригад» столичных художни-
ков заняла так называемая историко-революционная тема. Никогда
еще уральцы не испытывали такого внимания к их прошлому, к
вопросам их исторического самосознания.
Другое дело, что все созданные картины о революции и Граж-
данской войне на Урале как будто сливались в единое эпическое
полотно, повествующее о «героической борьбе Урала за утвер-
ждение советской власти». Это следует из самого перечня сюже-
тов и названий картин: «Поход отряда Красной гвардии в тылу
Колчака», «Поход Блюхера по Уралу» (художник А. Жаба), «Рас-
права колчаковцев с группой А. Валека» (В. Серов). П. Родимов
создал картину, посвященную эпизоду освобождения от колча-
ковщины, «Люди в рогожках», В. Яковлев написал большое по-
лотно о золотоискателях-борцах за социализм, Б. Иогансон исто-
рии Урала посвятил картину «На старом уральском заводе», порт-
реты героев Гражданской войны на Урале писал И. Бродский.
Стремление уральских художников в 1930-е гг. следовать в
общем русле развития советского искусства требовало от них соз-
дания тематических картин историко-революционного жанра.
Однако недостаток мастерства, необходимого профессионально-
го опыта тех из местных живописцев, которые горели желанием
приняться за подобную работу, приводил к тому, что в большин-
стве своем такие попытки были обречены на неудачу. Из создан-
ного в этот период свердловскими художниками можно отметить,
пожалуй, только работы Г. Мелентьева («Встреча отряда Красной
Армии, освободившего Пермь в 1919 году», «Мотовилихинское
восстание в 1905 году» (1935), «Переход Красной Армии через
Урал» (1939).
Вернувшийся в родной Златоуст молодой художник, участник
Гражданской войны А. Сосновский (ученик И. Бродского по ле-
нинградскому ВХУТЕИНу) написал в суховато-документальной
манере целый ряд больших многофигурных картин на историко-
революционную тему. Среди них: «Расстрел златоустовских рабо-
чих в 1903 году» (1932), «Первая маевка» (1934), «Освобождение
Златоуста Красной Армией» (1937), «Бой у горы Магнитной»
(1939).
Количественное преобладание картин, посвященных воору-
женной борьбе уральских рабочих за советскую власть, не остав-
ляло сомнения в том, что именно теперь считалось кульминацией
309