Page 301 - Очерки истории культуры Урала
P. 301

Е. Львов, В. Карев, К. Корыгин, В. Костяницын, В. Крайнев,
И. Модоров156. Среди выполненных художниками работ было
много портеров ударников, видов строек и заводских цехов Маг-
нитогорска, Челябинского тракторного завода им. Сталина, Труб-
ного завода в Первоуральске, завода в Синарстрое, других ураль-
ских заводов.

    В пояснение к представленным на выставке работам отмеча-
лось: «Многое приходилось делать, так сказать, «на ходу», и нуж-
на была большая внимательность и большое мастерство, чтобы
точно передать какой-нибудь процесс работы в цеху, иной раз к
тому же мало известный художнику. Само собой разумеется, что и
уральские ударники при всем своем желании не всегда могли уде-
лять художнику достаточное время для портрета. <…> Только го-
рячее сочувствие местных партийных и профсоюзных организаций
и самой рабочей массы помогало художникам преодолевать эти
трудности»157.

    Чтобы показать размах индустриального строительства на
Урале в Москве и Свердловске проводится целый ряд художест-
венных выставок, таких как: «Новостройки Урала» (1931), «Гиган-
ты Урала» (1931), «Социалистическое строительство Урала»
(1932), «Урало-Кузбасс» в живописи» (1933–1935) (выставка име-
ла еще передвижной вариант, который назывался «Южный Урал в
живописи»). Еще одна отдельная персональная выставка состоя-
лась сначала в Березниках, а затем в Москве – выставка работ
Ф. Лехта под названием «Березникихимстрой».

    Стоящая перед художниками задача – показать преображение
Урала, успехи его индустриализации – была сформулирована в
общем виде. Наряду с получившими сначала распространение
«индустриальными» пейзажами с включенными в них силуэтами
заводов, панорамами общих видов промышленных строек, портре-
тами ударников социалистического труда нужно было еще созда-
вать тематические картины, как-то раскрывающие обозначенную
проблематику. Но русская живопись, за некоторым исключением,
не имело традиции изображения «индустриального труда».

156 Работали в эти годы на Урале и такие художники, как Н.Я. Белянин,
Б.В. Иогансон, П.Д. Покаржевский, Г.М. Шегаль, Б.Н. Яковлев и многие другие.
157 Выставка работ Первой уральской бригады художников. – М., 1934. – С.5–6.

                                                300
   296   297   298   299   300   301   302   303   304   305   306