Page 303 - Очерки истории культуры Урала
P. 303

лена в выполняемую работу. Но разве так должен быть представ-
лен «настоящий герой рабочего класса»?!

    Сталкивались столичные художники на Урале и с «трудностя-
ми» иного рода. Им с неизбежностью приходилось овладевать
специфическим видением, позволявшим раскладывать всю окру-
жающую действительность на составляющие по принципу с «од-
ной стороны» – с «другой стороны».

    Например, нельзя отрицать, что в эти годы на Урале был по-
строен гигантский Березниковский химический комбинат. Этот
факт отразил в своем творчестве длительное время работавший
на строительстве химкомбината Ф. Лехт, создавший около 100
рисунков, этюдов, картин обо всех этапах этого строительства –
от закладки корпусов до открытия комбината. Известно, что ра-
бочей силой строительство комбината исправно обеспечивала
располагавшаясяся на севере Пермской области на Вишере сеть
лагерей, в которых содержалось 20 000 заключенных. Это тоже
факт, но, по-видимому, он принадлежал какой-то иной реально-
сти, что позволяло рассматривать его отдельно от всего остально-
го и по желанию замечать или не замечать…

    Не все, однако, соглашались и открывали в себе способность
такого «видения» окружающего. В письмах художников и писате-
лей, их дневниках, беседах с близкими людьми возникает совсем
другой образ происходящего на Урале. Обжигающе звучат слова
М. Пришвина, приехавшего на Урал по командировке журнала
«Наши достижения»: «Я так оглушен окаянной жизнью Свердлов-
ска, что потерял способность отдавать себе в виденном отчет,
правда, ведь и не с чем сравнить этот ужас, чтобы сознавать ви-
денное»158.

    Следуя заданной линии, искусство все больше творит миф. Ес-
ли множество художников, артистов, режиссеров, обладающих
разнообразием творческих индивидуальностей, начинают воспро-
изводить одну и ту же картину мира, то она перестает восприни-
маться в качестве результата субъективного художественного
опыта. Поставив искусство в зависимость от государства (как его
исключительного заказчика), а существование каждого художни-
ка – в зависимость от властей, партия жестко и определенно уста-
новила, что действительность может изображаться только в ее
«прогрессивном развитии», с партийной позиции, в жизнеподоб-
ных формах.

158 Пришвин М.М. Дневник писателя // Октябрь. – 1990. – №1. – С. 148.

                                                302
   298   299   300   301   302   303   304   305   306   307   308