Page 311 - Очерки истории культуры Урала
P. 311
всей истории Урала. При этом тема «освобождения Урала от Кол-
чака» как-то сама собой перерастает в тему «освобождения» Урала
«из-под тирании царского режима», «оков ненавистного темного
прошлого», несущей в себе однозначное отношение ко всей ураль-
ской истории вообще.
Чтобы представить эту тенденцию, характеризующую отно-
шение к уральской истории, приведем описание картины «У пе-
ресыльной тюрьмы» (1939), считающейся одной из лучшей работ
челябинского художника И. Вандышева163: «По улицам старого
Челябинска, славившегося непролазной грязью, уныло бредет ко-
лонна арестантов. Серый, пасмурный день, убогие строения, су-
мрачный колорит, создавая необходимый эмоциональный фон,
рождают жгучее чувство тоски, безотрадности человеческого
существования в царской России. Это ощущение еще более уси-
ливается давящим силуэтом огромной церкви, как бы освящаю-
щим сложившиеся порядки. Высоко взятая линия горизонта по-
могает увидеть большую группу людей, отчужденную и одино-
кую в этом неуютном городе. А уходящая вдаль бесконечная
лента вытоптанной тысячами ног дороги, подчеркивая общее на-
строение картины, дает также возможность представить даль-
нейшее развитие действия»164.
Завершением коллективной деятельности по восполнению
«исторического пробела» в отражении образа Урала в искусстве
стало создание «в рекордно короткие сроки» нового изобрази-
тельного образа края. В художественно-исторической ретроспек-
тиве видно, что концентрированным выражением, творческим
итогом и своеобразным апофеозом организованных и направляе-
мых усилий стало появление получившей широкую известность
картины Б. Иогансона «На старом уральском заводе» («Урал де-
мидовский», 1937).
В этой картине – отличающейся законченностью и этим выде-
лявшейся среди прочей «художественной продукции» своего вре-
мени – наконец, слились воедино основные «уральские» темы: ис-
торическая, или историко-революционная и тема «изображения
163 В 1930-е гг. И. Вандышев создал серию историко-бытовых картин о жизни
дореволюционного провинциального Челябинска. Картины «В работники», «У
пересыльной тюрьмы», «Проводы новобранца» отличались стремлением к
непосредственности в передаче жизненного материала, простотой компози-
ций, тщательностью письма.
164 Байнов Л.П. Художники Челябинска. – Челябинск, 1979. – С.44.
310