Page 309 - Очерки истории культуры Урала
P. 309
(1910-е гг.), кубо-футуризмом и конструктивизмом в (конец
1910–первая половина 1920-х гг.), импрессионизмом (1930-е гг.).
1910–1920-е гг. в творчестве художника – время обращения к
образу Востока. Предполагается, что он совершил (или должен
был совершить) летнее плавание на корабле от Одессы до Киото и
обратно вокруг Индокитая и Индостана, отдавая дань уважения
великой древней цивилизации Востока, как сын молодой европей-
ской цивилизации. Результатом стали картины и акварели на вос-
точные темы. В 1930-е гг. он открывает уральский Восток – Баш-
кирию, с ее лиричными пейзажами и национальными типами.
Среди самых значительных работ, созданныхй в 1930-е гг. –
два живописных цикла «Молодежь Страны Советов» и «По Юж-
ному Уралу» (1931–1938). Тонкий лиризм и эпическая широта,
стремление передать чувства и впечатления от увиденного, широ-
кий диапазон чувств – от тихой радости до подлинного трагизма
отличает работы, написанные в эти годы. Он пишет весну и осень,
закаты и грозы, как будто хочет в состоянии природы найти отзвук
состоянию собственной души, очарованной временем («Отсюда
виден весь Урал», 1933, «Советская симфония»,1934).
Особое место в наследии художника занимают автопортреты и
портреты современников (златоустовского rpaвеpa И. Ногтева,
старого чабана Ф. Алексеева, колхозницы Мархабы, каслинских
мастеров художественного литья), для которых характерна психо-
логическая глубина и духовная содержательность образов, ис-
креннее уважение и чуткое внимание к своим героям. Достоинство
и внутренняя красота человека открываются зрителю работ Руса-
кова. В автопортрете (1935) художник предстает человеком неук-
ротимого темперамента, страстным, открыто и смело смотрящим
на мир. Резкие световые контрасты, насыщенность цвета лепят об-
раз истинного творца.
В 1938 г. состоялась первая персональная выставка Н. Русакова
в Челябинске. В это время он участвует в московской выставке к
20-летию комсомола, на которой его полотна в Государственной
Третьяковской галерее экспонируются рядом с произведениями
мастеров – К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна.
…Затем арест, расстрел и посмертная реабилитация в 1957 г.
Теперь на памятной доске на здании Союза художников в Челя-
бинске среди его основателей назвало имя Н. Русакова.
308