Page 305 - Очерки истории культуры Урала
P. 305

Такой подход отвергал возможность существования собствен-
ного, индивидуального отношения к каким-либо явлениям, не при-
знал за ним право на рефлексию, искания, сомнения. Подобное ис-
кусство, словно вновь обратившееся в развитии к своим истокам,
выбирало в качестве адресата своего коллективного знания не са-
мостоятельную суверенную личность, а «массового человека».

    В подобной обстановке, как считалось, лучше удавалось запе-
чатлеть уральский край «эпохи коренных преобразований» сто-
личным художникам. Представленные столичными мастерами
работы о «славных страницах революционного прошлого и заме-
чательного настоящего» Урала заставляли, как писал Н. Сереб-
ренников, «местных художников по-иному взглянуть на свой
край». Власть как неудовлетворительные оценивала усилия мест-
ных художников соответствовать новым требованиям, новому
духу времени.

    В жанровой живописи ближе местным художникам по-преж-
нему остается «колхозная тема». По отзывам критики, среди работ
свердловских авторов этого периода (а так же на выставке перифе-
рийных художников в 1940 г. в Москве) наиболее значительным
«композиционным полотном» явилась картина В. Зинова «Стадо».

    Индустриальное строительство в творчестве свердловских ху-
дожников присутствовало, прежде всего, в газетном и журнальном
варианте в виде набросков и зарисовок «с места событий», носив-
ших скорее репортажно-хроникальный характер. Лишь в 1937 г. по-
является картина Г. Мелентьева «Бригада у мощного пресса
УЗТМ», которую Б. Павловский называл «одним из первых полотен
художников-свердловчан» об индустриальном труде.

    В 1939–1940 гг. в Перми прошли две городских выставки, на ко-
торых 30 ее участников (профессиональные художники – члены
кооперативного товарищества и кандидаты в члены Союза худож-
ников) показывали свои работы. Среди этих работ были главным
образом прикамские пейзажи, а как дань теме современности – этю-
ды на «колхозную тему» (например, «Выборная уборка ржи в кол-
хозе «День урожая» Осинского района»). Историческая живопись
была представлена картиной П. Костарева «Грузка соли в Верхне-
Усольских промыслах Строгановых». Оценивая достижения перм-
ских живописцев, критик в статье «Художники Молотовской облас-
ти» (1940) указывал на то, что в раскрытии местной темы художни-
ки остались «в пределах художественной культуры своего края».

    Однако пермским (как и свердловским) художникам не то,
чтобы не хватало профессионального мастерства. Они словно не

                                                304
   300   301   302   303   304   305   306   307   308   309   310