Page 204 - Очерки истории культуры Урала
P. 204

сплетаются черты мифологического героя, подчеркивая его значи-
мость для создания уральского мира96.

    Еще один тип культурных героев мы находим в устных расска-
зах о талантливых уральских мастерах. На территории Златоуста и
Миасса распространены предания об Аносове. Все истории об
Аносове сосредоточиваются вокруг одного события – разгадки
древнего секрета булатной стали (это при том, что деятельность
реального человека была очень разнообразной: он возглавлял бо-
лее четверти века Златоустовский горный округ, отвечал за вы-
плавку чугуна и меди, добычу руд и золота, реорганизовал геоло-
горазведочную службу округа, наладил производство оружия и
кос, занимался наукой, исследованием природных богатств Урала,
ему обязана славой «уральского Клондайка» Миасская золотонос-
ная долина и т. д.). Наделение Аносова чертами «сверхчеловека»
(«неделями мог не спать», «из кричны месяц не выходил», самоот-
верженно ищет разгадки старинного секрета, некоторые из преда-
ний подчеркивали его бессмертие) явно выдает мифологическую
архетипическую основу создания образа культурного героя. Ис-
следователи обращали внимание на то, что сам процесс разгады-
вания тайны булата в преданиях отсутствует, однако объяснить
этот факт практически не пытались. В то время как в логике мифо-
логического повествования процесс создания «благ культуры» и
не должен присутствовать.

    Типологически близкими к преданиям об Аносове являются
рассказы о талантливых умельцах – Иване Бушуеве, мастерах-
хранителях секрета «хрустального лака», изготовителях «чугунной
цепочки», мастерах-самоучках и др. Истории эти хорошо известны
в том числе и в изложении П. Бажова. Отметим лишь следующее:
для уральского мифа особое значение имела поэтизация труда и,
прежде всего, связанного с местным характером производства –
железоделательным, чугунолитейным и т. п.

    То, что в преданиях персонажами становились реально суще-
ствовавшие люди (помимо уже упоминавшегося И. Бушуева, на-
пример, В. Торокин, известный мастер каслинского художествен-
ного чугунного литья), позволяет проследить, как происходил
процесс мифологизации. А. Лазарев описывает этот процесс сле-
дующим образом: «Вначале эти повествования носят реалистиче-

96 Подтверждением служит тот факт, что в сознании рабочих людей Урала
четко разграничивались рассказы о «первом» Демидове и «заводчиках», по-
следние, по утверждению А.И.Лазарева, изображались более достоверно.

                                                203
   199   200   201   202   203   204   205   206   207   208   209