Page 203 - Очерки истории культуры Урала
P. 203

Особое внимание необходимо обратить на тесную связь образа
Ермака и природного мира: «Ермак жил в камне», «где камень Ер-
мак, там была у Ермака Тимофеевича пещера», «был у него в стене
берлог, пещера спасательная» и т. п. Герой един с окружающим
миром, он его составная часть (не случаен топоним Ермак-камень
на р. Чусовой).

    При этом в преданиях о Ермаке историческая достоверность
(вплоть до описания маршрута «воевания Сибири») не только со-
храняется, но в ряде случаев доминирует. Здесь нет противоречия,
поскольку мы имеем дело с событиями, которые одновременно
были реальными (и бытуют как исторические в сознании людей) и
мифологизирующимися.

    Нечто подобное мы находим в уральских преданиях о других
реальных деятелях уральской истории. Возьмем, к примеру, пре-
дания о Демидовых. Даже в фольклоре, записанном в довольно
позднее время (1950–1960-е гг.), особое место занимали рассказы о
первооснователях заводов, «устойчивым» персонажем которых
является Демидов. Как отмечают исследователи, люди могут не
помнить имени настоящего основателя завода, «зато хорошо знают
предания о заслугах и чудачествах «первого Демидова». Как он с
Петром встретился, как пушку отлил, которая еще в «гражданку»
воевала»95.

    Если Ермак представлен в мифе как открыватель/создатель
уральской земли, то «первый» Демидов выступает как обобщен-
ный образ основателя заводов. Особое место занимают предания
об устройстве жизни заводчиком – устойчивый мотив «о том, как
Демидов «ссыльных» женил» (финал одного из преданий записан
так: «А Демидов, он политику вел, заводы рабочей силой снаб-
жал – обеспечивал»). В этих и подобных им преданиях явно про-
слеживаются архаические черты мифологического героя – участие
в мироустройстве.

    В группе преданий о Демидовых большое место занимают рас-
сказы о происхождении «первого Демидова» («не Демидов он был,
Антуфьев», «из тульских оружейников»), о его богатырской силе
(пятаки руками ломает), о его смекалке (изготовляет оружие, неот-
личимое от «аглицкого»), о его прямоте и бесстрашии (в разгово-
рах с Петром I). Нет сомнений, что записанные предания демонст-
рируют нам как с именем реально существовавшего человека

95 Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. – Челя-
бинск, 1970. – С. 113.

                                                202
   198   199   200   201   202   203   204   205   206   207   208