Page 205 - Очерки истории культуры Урала
P. 205
ский бытовой характер, но со временем в них включаются элемен-
ты чудесного, фантастического вымысла. Предания <…> говорят
не о конкретном родоначальнике или наиболее талантливом пред-
ставителе ремесла, а о собирательном лице. Образ героя в преда-
ниях вырисовывается живо лишь в совокупности всех сюжетных
мотивов, связанных с ним. Портретных особенностей, индивиду-
альных черт характера рассказчики не показывают, основное вни-
мание сосредоточено на его трудовой деятельности»97. Появление
элементов «чудесного», так же, как и обобщенный характер обра-
зов свидетельствует о генезисе образа «культурного героя», стано-
вящегося одним из структурообразующих элементов уральской
мифологии.
Анализируя тематику уральских преданий, фольклористы не
раз обращались к сюжетам, которые можно объединить под ус-
ловным названием «о защитниках народа». К ним относят истории
о «добрых начальниках» (группа преданий, записанных на Южном
Урале, посвященных реально существовавшему управляющему
Карпинскому), цикл преданий о Пугачеве, повествования о «раз-
бойниках», «отшельниках». На наш взгляд, эти предания примы-
кают к типу мифопоэтических сказаний о героях.
Среди «героев» уральского мифа особое место занимают рели-
гиозные деятели (от Симеона Верхотурского до старообрядцев-
отшельников, живших в скитах). Прослеживающаяся тесная связь
с христианскими верованиями носит закономерный характер. В
нашей реконструкции уральской мифологии эти «персонажи»
символизируют собой связь условно называемого «среднего» мира
(мира людей) с миром «верхним» (в христианской традиции –
«горним»). Они могут быть также рассмотрены как представители
пантеона «высшей мифологии», т. е. обладающие «божественным
статусом».
Соответственно, должен быть и сонм «низшей мифологии»,
мифологических существ, лишенных божественного статуса, – де-
монов и духов. Этот пласт в силу его тесной связанности с творче-
ством П. Бажова, в фольклористике хорошо описан. Существует
пласт преданий, рассказывающих о непонятных и таинственных
явлениях, происхождение которых связывается со сверхъестестве-
ными силами.
97 Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. – Че-
лябинск, 1970. – С. 123.
204