Page 200 - Очерки истории культуры Урала
P. 200

времени создания преданиях, о монете, на которой изображена го-
лова. Ритуальный характер данного действа не вызывает сомне-
ний, необходимость его, очевидно, связана с сакрализацией обряда
происхождения/рождения «культурного», человеческого мира92.

    К мифам о происхождении мира тесно примыкают мифы о
предстоящем конце мира – эсхатологические мифы. Пророчества о
конце мира присутствуют в развитых мифологических системах,
их наличие свидетельствует, в том числе, и о максимальной ду-
ховной освоенности мира. Дополняет и во многом уточняет эсха-
тологические представления образ далекой земли, на территории
которой не страшны никакие катаклизмы, где возможно спасение
и счастливое существование. В уральской традиции эти представ-
ления присутствуют в виде «социально-утопических легенд»
(К. Чистов) о таинственной стране Беловодии.

    Остановимся несколько подробнее на сюжете Беловодья преж-
де всего потому, что этот сюжет тесно связан с жизнью старооб-
рядцев-раскольников. Пророчества о «последних днях», о «прихо-
де антихриста» были особенно сильны в среде раскольников, чему
безусловно способствовали перипетии русской истории. Во мно-
гом благодаря этим настроениям в старообрядческой среде так
широко были распространены истории о легендарных «сокровен-
ных» местах, где только и возможно спастись от грядущего Апо-
калипсиса (хорошо известны легенды о Млевских монастырях, о
жигулевских горах, о граде Китеже). В ряду этих повествований
находится история о стране Беловодии.

    Сведения о Беловодьи находили в распространяемых старооб-
рядцами-сектантами «путешественниках» и тайных листках,
имевших широкое хождение в Пермской, Оренбургской губерни-
ях, в области Уральского казачьего войска и носивших практиче-
ский характер – это были не художественные произведения, а тек-
сты, призывающие идти в благословенную страну, и одновремен-
но памятки с описанием, как туда добраться. Маршрут был разра-
ботан подробно, практически в строгом соответствии с направле-
нием переселенческого движения из северной и средней части ев-

92 Можно вспомнить предания о человеческих жертвах доменным печам, о
тайнах невьянской башни и им подобные, чтобы с достаточно высокой степе-
нью вероятности предположить, что мотив жертвы связан не с «ужасом удела
крепостных рабочих» (это могло быть толчком к созданию предания), а с са-
крализацией процесса зарождения мира. (в нашем случае – мира заводского
Урала).

                                                199
   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205