Page 201 - Очерки истории культуры Урала
P. 201

ропейской России через Урал в Сибирь (среди ключевых точек –
Екатеринбург и Тюмень).

    Популярность беловодской легенды была чрезвычайно высока
(вплоть до ХХ в. были люди, искавшие таинственную страну. Об
этом, в частности, упоминает В. Короленко в своем предисловии к
«Путешествию уральских казаков в Беловодское царство», поездка
которых на поиски тайной земли происходила в 1898 г.) и находи-
лась в тесной связи с религиозными представлениями и побужде-
ниями старообрядцев. Упорство, с которым они искали Беловодье,
выдает глубинный пласт сознания людей, в котором реальность
сегодняшнего дня соотносится с мифологическим временем («до
начала» и «конца времен»).

    Интересен тот факт, что история легенды о Беловодье носит не
завершенный характер (во многом этому способствовали револю-
ционные и последовавшие за ними события ХХ в.). В то же время
исследователь социально-утопических легенд XVII–XIX вв.
К. Чистов отмечает, что «религиозная <…> обусловленность про-
никновения в Беловодье [Беловодье нашли, но его святые жители
не приняли к себе пришедших грешников – И.М., А.М.] могла при-
вести к одному результату – к превращению Беловодской легенды
в сказание о «сокровенной обители» (типа китежской, млевской
и т. д.), к окостенению легенды, выветриванию из нее социальных
элементов»93. И, добавим от себя, устойчивому элементу урало-
сибирской мифологической системы94.

    Следующей группой мифов, которую нужно было бы рассмот-
реть, реконструируя мифологическую систему, должны стать ан-
тропогонические мифы. Однако мифов о сотворении человека в
уральском фольклоре нами не обнаружено, зато огромный пласт
занимают предания о происхождении «пришлых» людей – генеа-
логические устные рассказы, повествующие о родоначальниках
сел, поселков, городов (особое место среди этой группы преданий
занимают истории о переселенцах-старообрядцах), и примыкаю-
щие к ним истории о контактах с местным населением (примером
могут служить предания о контактах русского населения с вогула-
ми). Причина «замены» антропогонического мифа генеалогиче-
ским преданием, по-видимому, связана с довольно поздним по

93 Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX
вв. – М., 1967. – С. 290.
94 Объединение уральской и сибирской мифологических систем в этом случае
закономерно, ибо легенда географически «привязана» к обеим территориям.

                                                200
   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205   206