Page 208 - Очерки истории культуры Урала
P. 208

теристики этого зодчества часто употребляют старинный русский
термин «узорочье».

    В 70–90-е гг. XVII в. на Урале появилось каменное зодчество.
Мастера вносят в каменное строительство привычные им мотивы
деревянных построек, украшают богатым декором. Происходит
сближение между храмовой архитектурой и стилем администра-
тивных и жилых зданий. У церквей появляются наружные лестни-
цы и шатровые крыльца.

    Особую художественную ценность представляет комплекс
храмовых построек в Соликамске, расположенный на левом бере-
гу р. Усолки. Многие соликамские храмы парные, т. е. рядом на-
ходятся зимний, теплый, обычно одноглавый, и летний, неотапли-
ваемый, обычно пятиглавый: летний Троицкий и зимний Кресто-
воздвиженский соборы, летняя Преображенская и зимняя Введен-
ская, летняя Спасская и зимняя Архангельская церкви.

    Главный храм Соликамска – Троицкий собор (1684–1697) по
праву считается шедевром не только уральского, но всего древне-
русского зодчества. В его архитектуре переплелись черты камен-
ного московского и ярославского зодчества и деревянной архитек-
туры. Традиционные формы и приемы русского зодчества (поста-
новка здания на подклет, теремные крыльца, галерея) сочетаются с
богатством убранства фасадов, элементами греческого ордера.

    Строили собор на средства соликамских посадских людей,
лишь 200 руб. было выделено по царскому указу. Храм раскинулся

                                          на высоком холме, завершая
                                          архитектурный ансамбль центра
                                          старинного города. Впечатление,
                                          производимое этим собором, не-
                                          смотря на разные объемы, его
                                          сос-тавляющие (главный храм в
                                          центре, два боковых придела,
                                          связанные галереей и алтарными
                                          апсидами), очень цельное: моно-
                                          лит, устремленный ввысь.

                                               Вот каким предстает Троиц-
                                          кий собор перед зрителями: «На-

                                                   Соликамск. Троицкий собор.
                                                      Фотография С. Попова

                                                207
   203   204   205   206   207   208   209   210   211   212   213