Page 199 - Очерки истории культуры Урала
P. 199

гии, несут в себе бытовые черты, характерные для старой русской
деревни»90.

    При этом совершенно не анализируется ни структура, ни логи-
ка данного повествования. При ближайшем рассмотрении обнару-
живается, что структура предания находится в тесной связи с кос-
могоническим мифом, закрепленном в финно-угорской мифоло-
гии, и известном коренным народам Урала (в частности, коми и
обским уграм): миф о творении мира богом-демиургом Еном (ко-
ми) или Нуми-Торумом (обские угры), который велит водопла-
вающей птице (вариант – младшему брату) достать со дна земли
для творения суши (мира). При таком сопоставлении становится
очевидным, что древний миф коренного населения «получает про-
писку» в русском фольклоре, включается в новую мифопоэтиче-
скую систему, утрачивая этнографический колорит и приобретая в
качестве «персонажей» христианских «героев». При этом деятель-
ность «героев» носит «сниженный характер» именно в силу про-
сторечной стихии повествования, явно относящегося к довольно
позднему времени.

    Если в этом предании мы находим подтверждение нашей мыс-
ли о тесном взаимодействии коренных и «пришлых» людей в том
числе и на уровне духовного освоения мира, то другие предания о
происхождении гор отсылают нас к собственно горнозаводской
традиции: происхождение гор уподобляется выплавлению метал-
ла: «на разные лады повторяются слухи об «огнедышащем океа-
не»; о льде, покрывающем землю, а когда солнце его растопило,
земля, словно «металл в кричне» [выделено нами – И.М., А.М.],
закипела – вот и образовались горы»91. Мы можем с высокой сте-
пенью достоверности допустить, что процесс «наделения» терри-
тории смыслами (мифологизация) и процесс обживания места в
практической деятельности шли параллельно, и хозяйственная
деятельность предшествовала мифопоэтической.

    Акт «создания мира» в мифологических повествованиях часто
связывается с мотивом жертвы. Сюжеты многих преданий о «на-
чале» уральских заводов разворачиваются вокруг центрального
мотива – человеческой жертвы. В разных частях Урала на протя-
жении XIX–XX вв. записывали истории, повествующие «о зало-
женной в плотину человеческой голове» или, в более поздних по

90 Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. – Челя-
бинск, 1970. – С. 93.
91 Там же.

                                                198
   194   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204