Page 209 - Очерки истории культуры Урала
P. 209

чинается движение от крылец, которые как бы вырастают из зем-
ли и служат точками опоры для всей массы камня. И сами крыль-
ца, и ведущие в собор подъемы с «ползучими» арками повторяют
естественный изгиб холма.

    Затем начавшееся было движение замедляется – мы видим
протяженный объем галереи. Вместе с алтарными полукружиями
галерея служит основанием, своеобразной «стартовой площадкой»
для последующего взлета. И взлет этот композиционно уже подго-
товлен – он начинается с подъема мелких кубов боковых приде-
лов.

    Килевидные кокошники окон подхватывают мотив вертикаль-
ного движения архитектурных форм. Могучий подъем централь-
ной части собора и украшенные глухими арочками барабаны, точ-
но каменные пружины взметнули ввысь мощное пятиглавие.

    Главное в этом соборе – идея движения, взлета, застывшего в
камне. Проведена она очень последовательно и умело. <...>

    Богатый орнамент, украшающее стены «узорочье», живопис-
ные наличники, удивительные по красоте теремные крыльца – все
говорит о незаурядной фантазии народный мастеров.

    Особенно хороши крыльца, их уцелело два – северное и запад-
ное. Они связывают собор с окружающим пространством. Устро-
енные на три схода крыльца подчеркивают центральное место со-
бора в ансамбле города»99.

    В убранстве храма выделялась, в частности, особая архитек-
турная деталь, напоминавшая гирьку, висящую посередине кир-
пичной арки. Крыльца Троицкого собора также украшены гирька-
ми «гончарной работы» и политы зеленой глазурью.

    С расширением каменного строительства в архитектуре появ-
ляется новый стиль, ориентированный на «московское барокко».
Его отличительными чертами считаются: симметричность компо-
зиции, равновесность основных объемов, пышный белокаменный
декор, свободно истолкованный ордер, заимствованный из запад-
ноевропейской архитектуры.

    Черты стиля можно обнаружить уже в архитектуре некоторых
сооружений Соликамска.

    Богоявленская церковь Соликамска сложна в плане: в центре –
величавый куб главного храма, с востока – маленький алтарь, с за-
пада – просторная трапезная и колокольня. С юга – небольшой

99 Соликамск. Историко-культурные памятники: Путеводитель. – Пермь,
1975. – С. 82–84.

                                                208
   204   205   206   207   208   209   210   211   212   213   214