Page 206 - Очерки истории культуры Урала
P. 206

Мы согласны с классификацией А. Лазарева, подобно проана-
лизировавшего «демонологические предания» в своей книге «Пре-
дания рабочих Урал как художественное явление». Он дифферен-
цирует конгломерат преданий, отмечая, что «процесс циклизации
преданий» происходит в среде уральских «работных людей» во-
круг «избранных образов и мотивов»98, особое место среди кото-
рых занимают собственно уральские «персонажи», напрямую свя-
занные с горным миром Урала: уже упоминавшиеся нами Полоз,
Хозяйка горы, девка Азовка, а также – Огневица, горный батюшка,
хозяин шахт, не известные в другой народной традиции.

    В работах фольклористов и этнографов (Р. Гельгардта,
С. Максимова, А. Лазарева) проанализированы специфическая об-
разность уральского фольклора в связи с условиями существова-
ния людей. Мы же отметим следующее: столь разветвленная на-
родная демонология могла быть обусловлена только одной необ-
ходимостью – одушевлением (как одной из форм духовного ос-
воения) природно-стихийных сил, с которыми на новом месте
пришлось взаимодействовать людям. Именно с этим связаны раз-
ветвленные предания о горных духах, о живитель-
ной / разрушительной силе огня.

    По сути, мы имеем дело с уникальным феноменом: в среде
горнозаводского населения в Новое время происходит процесс ос-
воения мира по древнеславянским моделям. Едва ли не единствен-
ный случай в мировой практике, когда в одной культуре парал-
лельно, но не независимо друг от друга, идут процессы создания
производственного цикла (строительство заводов с передовой по
тем временам технологией в логике модернизированных социаль-
но-производственных систем) и формирования мифологических
представлений о мире по архаическим моделям. Непротиворечи-
вость этих процессов заставляет предположить, что уральская
культура создает собственную линию осмысления мира, исходя из
создавшихся условий существования, используя при этом в каче-
стве «строительного материала» как древние пласты сознания,
хранящиеся в народной культуре, так и новые реалии, связанные
со спецификой здешней жизни. Устойчивость представлений, хра-
нящихся в народной памяти и поныне, дают дополнительную воз-
можность говорить о живом и смыслозначимом характере явления.

    Среди отличительных особенностей уральской мифологии вы-
делим тесное единство древних языческих верований, связанных о

98 Там же. – С. 176.

                                                205
   201   202   203   204   205   206   207   208   209   210   211