Page 202 - Очерки истории культуры Урала
P. 202
времени освоением края, когда связь с прошлым ощущалась не
только как с мифологическим правременем, но и временем исто-
рическим.
Особый интерес представляют предания, в которых «дейст-
вующими лицами» были реально существовавшие люди, однако
характер их изображения, сюжетные коллизии выдают архаиче-
скую основу: они строятся в логике мифологических повествова-
ний о так называемом культурном герое, среди функций которого
обычно выделяют добывание культурных благ, участие в миро-
устройстве в качестве демиурга, обучение людей ремеслам и ис-
кусствам.
В уральском фольклоре нам удалось выявить ряд персонажей,
явно тяготеющих к типу культурного героя: Ермак, «первые» Де-
мидовы, Аносов, Карпинский.
Для становящихся мифологий характерно нерасчлененно-
синкретичное представление о первопредке-демиурге, сливаю-
щемся с образом культурного героя. С некоторой долей вероятно-
сти среди героев такого типа можно было бы назвать Ермака. Пре-
дания о первопроходце записаны в разных частях Урала (наиболее
распространенный сюжет «Ермак и хан Кучум») и подробно изу-
чены уральскими фольклористами. Мы отметим лишь следующее:
местная приуроченность и повествование об исторически сущест-
вовавших лицах и событиях позволяет относить эти предания к
типу «исторических». Однако в эту логику не вписываются фанта-
стические мотивы и образы, сюжетные коллизии, лишающие пре-
дания исторической достоверности (как справедливо указывал еще
к XIX в. В. Миллер). В логике рассмотрения созидающегося мифа
о культурном герое противоречие снимается – фантастический
элемент не противоречит бытию «начала времен», когда культур-
ный герой (он же – демиург) должен упорядочить этот мир, побе-
див хаос.
Первопредок-культурный герой традиционно наделялся чер-
тами богатыря, чтобы охранять созданный мир от внешних напа-
дений. Как отмечал в свое время Е. Мелетинский, культурный
герой борется со стихийными силами в виде разнообразных чу-
довищ, в образах которых часто с силами природы сливаются об-
разы иноплеменников. На примере сравнительно недавних по
времени создания преданий о Ермаке мы можем проследить, как
в архаическом сознании происходит процесс формирования по-
добных мифов.
201