Page 196 - Очерки истории культуры Урала
P. 196

Для уральского мира «правремя» – это время «чуди», древнего
народа, жившего на Урале до колонизации русскими. В преданиях
«Откуда курганы взялись» (о 42 вариантах которого пишет
А. Лазарев), в поминальных ритуалах, записанных этнографами-
антропологами в середине XIX в. (в Вятской и Пермской губерни-
ях были записаны поминальные обряды в память о «чудском де-
душке и чудской бабушке»86) не просто упоминается некий народ,
живший на данной территории, но самый факт его существования
«отодвигается» в начало времен: «Жил здесь когда-то, еще до Ро-
ждества Христова, дикий и неверный народ», «когда-то на этом
месте жили чернокожие люди», «в старые времена, много лет тому
назад в здешних местах жили какие-то неизвестные люди»,
«раньше здесь, давно это было, жили разные народности. У нас
еще сохранилась поговорка: Чудь белоглазая, чудь белобрысая, –
это так называли местных жителей пришлые люди» и т. п. «Прав-
ремя» осознается как время до христианизации края, до появления
христиан (в других преданиях прямо говорится – русских), древ-
ний народ понимается как «не знавший Бога».

    Попытки объяснения исчезновения древней «чуди» звучат в
преданиях довольно однотипно: узнав о том, что «двигается белый
русский народ в их страну», они погребли себя («чудь» жила в вы-
рытых в земле избушках, крыша которых держалась на столбах,
подпилив их, народ оказался погребенным). Особый интерес, на
наш взгляд, представляет один устойчивый мотив преданий – рас-
тущий белый лес, который становится для «чуди» предзнаменова-
нием прихода «белых людей» (вариант предания – выросла белая
береза, которых в данном краю не знали).

    Остановимся на образе «березы». Типологически образ дерева
сопоставляется с образом мирового древа. В таком контексте образ
«белой березы» может быть рассмотрен как универсальный образ
мира (вспомним «древо познания», «древо жизни», «древо центра»
и изофункциональные образы «оси мира», «мирового столпа»).

    Появление березы может быть прочитано как созда-
ние/появление нового, русского мира. Добавив к этой семантике
представление о березе как священном дереве в восточнославян-
ской мифологии (береза почиталась как женский символ и исполь-
зовалась в обряде весеннего праздника Семика) и традиционное

86 См. подробнее: Окорокова Н.Г. «Помяни чудского дедушку, чудскую ба-
бушку…» // Духовная культура Урала: очерки истории Урала. Вып. 3. – Екате-
ринбург, 1997. – С. 46–53.

                                                195
   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200   201