Page 197 - Очерки истории культуры Урала
P. 197

обращение к березе в православный праздник Святой Троицы (а
как дополнительный факт – достаточно долгое бытование в Перм-
ской губернии старообрядцев особого толка –«березовщиков», ис-
пользовавших именно это дерево для изготовления обрядовых
символов), получим закрепленное в мифе представление о необхо-
димости/неизбежности прихода русских на Урал. Сам образ бере-
зы символизирует национальную модель мира и, возможно, возник
как переосмысление обрядовых действий, связанных с данным де-
ревом и имеющих архаическую природу. Так создается централь-
ная ось, вокруг которого будет формироваться новый мир, мир
«пришлых» людей.

    Пришедшие на место, где жили другие народы, русские коло-
низаторы должны были создать свои «объяснительные системы» о
происхождении гор. Если мы вспомним, что гора рассматривается
как один из самых распространенных вариантов трансформации
образа мирового древа, то получим вполне законченную мифоло-
гическую картину: мир, в котором оказались «пришлые» люди, –
горный Урал (верхняя часть горы в сознании связывалась с Небом,
нижняя часть – с недрами и подземным миром) – представляется
как модель «всего мира» (в мифе зачастую частное представляет
целое), который предстоит осваивать.

    Сразу оговоримся, что в мифологических представлениях раз-
ных народов «мировая гора» может и не соотносится с конкрет-
ным географическим объектом, а может, как, например, у народов
Алтая, мифологизироваться. Нам кажется, что в образе Камня (на-
звания Уральских гор русскими переселенцами) происходила из-
вестная мифологизация географического объекта, и косвенным
подтверждением могут служить предания о происхождении
Уральских гор и о «тайной силе», населяющей горное пространст-
во. Среди топонимических преданий фольклористы находят ус-
тойчивые сюжеты о богатыре (вариант – «святом человеке»), ко-
торый сотворил Уральские горы, наполнил их несметными богат-
ствами, но, увидев несправедливость, царящую в мире, ушел дале-
ко на Север, оставив, как воспоминание о себе, следы на камнях87.

    В освоении/присвоении мира особое место занимают космого-
нические мифы. Вариантом таких мифов мы предлагаем рассмат-
ривать одну из групп генеалогических преданий (по классифика-

87 А.И.Лазарев подчеркивал, что генетически эти предания связаны с коми-
пермяцким фольклором (истории о Пере-богатыре) и татарскими преданиями
о Святом человеке.

                                                196
   192   193   194   195   196   197   198   199   200   201   202