Page 195 - Очерки истории культуры Урала
P. 195

тяжении полутора веков пытались собрать исторический материал,
систематизировать его, тем самым сделав доступным для после-
дующего исследования. Реальная сложность состояла в том, что
огромный пласт культуры, связанный с горнозаводской жизнью
дореволюционного Урала, уходил в небытие в ХХ в., так и не до-
ждавшись своего подробного описания, а исследователям остава-
лись только «осколки», интерпретация которых вызывала сложно-
сти как идеологического, так и методологического свойства.

    В последние десятилетия широкому читателю стали доступны
работы структуралистов и представителей семиотической школы,
в которых фольклор и постфольклор (фольклор современности)
рассматриваются в том числе и с точки зрения реконструкции ар-
хетипических элементов и мифа как формы мироотношения и ми-
ропонимания в целом, находящегося в целостном единстве со
«всей сферой символического» (В. Топоров, В. Иванов и др.).

    Существует устоявшееся мнение, что «в мифах различных на-
родов мира – при чрезвычайном их многообразии – целый ряд ос-
новных тем и мотивов повторяется»85. Наличие в любой мифоло-
гической системе космогонических и антропогонических мифов,
мифов о происхождении культурных благ, присутствие древних
предков и культурных героев свидетельствуют об устоявшейся и
разветвленной мифологии.

    Сложность воссоздания уральской мифологии заключается в
том, что создание мифа и его разрушение происходили в очень ко-
роткий период времени (практически на протяжении XVIII – пер-
вой половины XIX вв.), кроме того исторически это было время
становления другой культуры, опиравшейся на другие основания
(стремление к научно обоснованной картине мира, соединявшееся
с попытками ускоренной модернизации). Принимая во внимание
этот факт, мы, обращаясь к фольклорным источникам, обнаружи-
ваем, тем не менее, практически все элементы мифологической
картины мира.

    Описание мифологии мы начнем с категории времени, являю-
щейся для мифологического сознания одной из ключевых. Мифи-
ческое время отличается от «профанного», исторического прежде
всего тем, что это «правремя», начальный этап, «когда все было
создано». В мифическое время первопредки создают мир, в том
его состоянии, которое существует и доныне.

85 Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Эн-
циклопедия в 2-х тт. Т.1. – М., 1994. – С. 11.

                                                194
   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200