Page 194 - Очерки истории культуры Урала
P. 194

Урала, мы сталкиваемся с формированием народных мифологиче-
ских представлений в новое время по архаическим моделям, со-
хранившимся в глубинных пластах сознания переселенцев.

    Отличительной особенностью этих мифологических представ-
лений была известная двойственность горнозаводского мира, свя-
зывающая крестьянскую традицию с новыми условиями промыш-
ленного производства, – то, что было характерно для уральского
способа хозяйствования, находившегося на грани между крестьян-
ским трудом и трудом промышленных рабочих.

    В народной духовной культуре фольклорные жанры и фольк-
лорный тип мышления сохраняются благодаря устной традиции:
предания о заселении края, о своей родословной, истории заводов
и отдельных производств или ремесел, бытовавшие на Урале, ста-
новились той основой, на которой воспитывались молодые поко-
ления. В них этические представления, характерные для всей рус-
ской народной культуры (почитания старших, ценности труда, со-
вестливости), конкретизированы и «привязаны» к местным усло-
виям, объединяя общекультурные ценности и ценности, значимы-
ми для людей определенного региона.

    В ходе модернизационных процессов, охвативших Россию с
середины XIX в., традиционный уклад жизни разрушается, однако
ценностно-нормативная основа культуры носит более или менее
устойчивый характер, и, возможно, не претерпела бы таких ради-
кальных изменений в ХХ в., если бы не внешние факторы (прежде
всего связанные с революциями). Устойчивость традиционных
представлений демонстрирует тот факт, что еще в 1960–1970-е гг.
фольклористы фиксировали их в ходе экспедиций по горнозавод-
скому Уралу.

    Возникает вполне закономерный вопрос: можно ли реконст-
руировать исторический пласт сознания, опираясь на литератур-
ную традицию и известные фольклорные источники? Опыты ре-
конструкции мифологических систем известны: ирландский поэт-
скальд Снорри Стурлусона в своем сочинении «Младшая Эдда»
дал обзор древнескандинавской мифологии и поэзии, или фольк-
лорист-собиратель народных песен и сказаний Ф.Р. Крейцвальда,
составивший эстонский эпос «Калевипоэг».

    Исследование уральского фольклора велось на протяжении
XIX–XX вв. и деятелями УОЛЕ, и русскими фольклористами
(вспомним сказки, записанные Д. Зелениным в Пермской губер-
нии), в более позднее время П. Богословским, М. Китайником,
В. Кусковым, В. Кругляшовой, А. Лазаревым и др. Ученые на про-

                                                193
   189   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199